CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Реклама на сайте

1

Все статьи

AddThis Social Bookmark Button

История одного концепта: Bizzarini Manta. Часть 1

08.09.2015

Увеличить: 1280x853    1800x1200

Однообъемный клиновидный кузов с двухсекционным лобовым стеклом, необычная бирюзовая окраска и трехместный салон с расположением водителя по центру — на Туринском моторшоу в ноябре 1968 года среднемоторный концепт-кар Bizzarrini Manta произвел фурор. Публика и пресса вопрошали: кто же сотворил это чудо для маленькой фирмы, которая с момента своего основания едва сводила концы с концами? Джорджетто Джуджаро? Но ведь он — ведущий стилист Ghia, разве нет? Между тем, на боках машины значилось иное доселе никому не известное название - ItalDesign.

Основание собственной дизайн-студии для Джуджаро было лишь вопросом времени — это становится понятным уже после беглого ознакомления с ранним периодом его карьеры. В 17 лет — сотрудник Центра стиля Fiat, взятый на работу самим Данте Джакозой, а в 21 год — главный дизайнер знаменитого ателье Bertone. Там за шесть лет, с 1959 по 1965 год, под его началом было спроектировано два десятка автомобилей, включая серийные Alfa Romeo 2000 Sprint и Fiat 850 Spider и концепты Alfa Romeo Canguro и Chevrolet Testudo. Затем переход в Ghia, где из-под пера Джуджаро вышли спорткары De Tomaso Mangusta и Maserati Ghibli.

Мысли о создании собственной компании появились у Джуджаро весной 1967 года, но окончательное решение было принято, когда к будущей фирме согласились присоединиться специалист по технологическим процессам Лючано Босио и фиатовский инженер Альдо Мантовани.

Увеличить: 1280x1036    1663x1346

Июль 1968 года: на первых эскизах Bizzarrini Manta не сильно похожа на готовый автомобиль, но уже присутствует главный формообразующий элемент — однообъемный клиновидный силуэт. Тем не менее, пока что Manta – это обычная машина, с опускными боковыми стеклами, дефлекторами вентиляции салона и хорошим обзором назад.

Так 13 февраля 1968 года в пригороде Турина Монкалиери родилось ателье Studi Italiani Realizzazione Prototipi или, сокращенно, SIRP. В переводе — «Итальянская студия создания прототипов». Не слишком благозвучно, зато очень точно по сути: компаньоны заявили о готовности выполнять полный комплекс работ по проектированию, макетированию и запуску в производство автомобилей. Ближе к осени компания сменила название на ItalDesign.

Увеличить:  1024x740

Увеличить:  1024x740

Увеличить: 1280x1533    1378x1651

А это — конечный вариант, август 68-го. Основательно переработана передняя часть, боковые стекла стали неподвижными, а капот расположенного в базе мотора почти параллелен земле. Салон получил необычную компоновку: водитель — по центру, пассажиры — по бокам.

Как лучше всего заявить о себе на дизайнерском рынке? Конечно, с помощью эффектного концепт-кара! Идеальным местом для его премьеры стал проходивший осенью «домашний» Туринский автосалон —Мекка для дизайнеров и одновременно ярмарка тщеславия, где итальянские «карроццерии» бахвалились своими проектами. И раз уж был провозглашен курс на симбиоз стайлинга и инжиниринга, о пустотелом макете не могло быть и речи — только функциональный автомобиль. Вот только у новоиспечённой компании не было подходящего спортивного шасси для будущей модели. Именно спортивного, ибо формат Gran Turismo, как ни один другой, располагал к воплощению самых смелых идей.

Джорджетто Джуджаро:

Взяв за основу простейшую однообъемную форму, я достиг, как мне кажется интересного результата. В 60-х годах дизайнеры среднемоторных машин стремились сбалансировать их облик визуальным облегчением задней части — я же, наоборот, позволил занять двигателю все доступное место.

Со спортивными автомобилями в Италии проблем не было, в 60-х годах в стране регулярно проходили гоночные соревнования, технику для которых готовило множество фирм и мастерских. Выбор Джуджаро пал на Джотто Биззаррини, с которым он был знаком со времен работы в Bertone и который, поработав в Ferrari (он создал легендарное купе 250 GTO) и поучаствовав в еще нескольких проектах, теперь выпускал в Ливорно спорткары под своей собственной маркой. Увы, дела у компании Bizzarrini шли неважно, а первый ее среднемоторный спорт-прототип P538 после очередного изменения регламента гонок в Ле-Мане и вовсе остался не у дел. Одну такую машину без кузова и передали дизайнеру, а взамен... Отнюдь не в характере Биззаррини было отождествлять помощь и благотворительность — он немало выручил за само шасси, а в случае продажи шоу-кара, что тогда случалось сплошь и рядом, ему вдобавок причиталась половина прибыли.

Увеличить:  720x266

В основе концепт-кара — гоночная баркетта Bizzarrini P538: трубчатое шасси, кузов из фибергласса, независимые подвески и расположенный за сиденьями мотор — доработанная самим Биззаррини V-образная «восьмерка» Chevrolet 5.3 либо четырехлитровый Lamborghini V12, который, к слову, был спроектирован его же фирмой Autostar. На снимке — версия с двигателем Lamborghini, а Джуджаро досталась машина с мотором Chevrolet.

Эх, знал бы Джотто Биззаррини, что в итоге будет создано на его шасси, — наверняка помог бы безвозмездно, а то и приплатил бы! Ну, или хотя бы настоял на добавлении эмблемы своей фирмы на машину, к которой по факту и в глазах всего автомобильного сообщества оказался причастен постольку-поскольку. Все же Manta — это, по большому счету, ItalDesign, а не Bizzarrini, и вся слава за ее создание досталась Джуджаро.

И слава заслуженная. Появление Манты пришлось на тот переломный период, когда в автомобильном дизайне округлые пышные формы родом из 50-х уступали место новому стилистическому течению: плоским граням и острым углам... Причем в сегменте дорожных спорткаров этот процесс протекал параллельно с ростом популярности среднемоторной компоновки, уже успевшей свою состоятельность в гонках. До кардинальной смены облика спортивных машин оставался один шаг — всего-то и нужно было что заострить и предельно занизить переднюю часть, придав ей выгодную в аэродинамическом плане форму клина. Благо, перенесенный в базу двигатель этому больше не мешал.

Идея, кажется, витала в воздухе, а материализовалась в 1968 году, когда дизайнеры, словно переступив некий порог, как по команде начинают отсчет «эпохи клина». Пока что — в виде концепт-каров. В октябре на Парижском автосалоне дебютирует удивительное купе Alfa Romeo Carabo постройки Bertone, а месяцем позже в Турине ателье Pininfarina выставляет закрытую двухдверку Ferrari P6. И, конечно, Bizzarrini Manta новорожденной студии ItalDesign. По провокационности дизайна эта троица была вне конкуренции!

При этом клиновидность пининфариновского P6 проста, но это как раз тот случай, когда скромность не красит: пропорции и форма динамичны, а вот пластика не цепляет. А Carabo, наоборот, насквозь пронизан идеей пересекающихся под разными углами плоских поверхностей — цепляясь одна за другую, они превращают автомобиль в подобие космического глайдера из фильма о звездных пришельцах. Но в обоих случаях между передней частью и лобовым стеклом присутствует уступ, «ломающий» объем. А вот силуэт однообъемной Manta — это клин, доведённый до совершенства, абсолютный клин!

Увеличить:  847x1061

Увеличить: 1280x618    1800x870

Джорджетто Джуджаро и Manta: эскизы, первый компоновочный чертеж в масштабе 1:8, затем еще эскиз, но уже в натуральную величину — подобным образом в докомпьютерную эпоху работали многие дизайнеры. Силуэт очерчен одной линией, плавность которой нарушает лишь вздернутый хвостик хвостового спойлера. Компоновка (внизу) обусловлена гоночными генами: это центральное расположение силового агрегата и полулежачая посадка.

Да и пропорции у нее весьма необычны: длина от носа до хвоста — 4100 мм, высота — мизерные 1050 мм, зато ширина — 1855 мм. Мало того, единая линия передней части и лобового стекла наклонена к горизонтали под углом всего лишь 15 градусов. Одним словом, клин. Но вот беда — при этом сильно пострадала обзорность, ведь нижняя кромка стекла оказалась аккурат на уровне подбородка, скрыв от водителя и круто падающий передок, и еще свыше восьми метров дороги перед автомобилем. И тогда было найдено поистине гениальное решение: под основным стеклом Джуджаро прорезал еще одно — узкую и установленную почти вертикально «амбразуру» (результат — на рисунке вверху), снаружи прикрытую декоративным жалюзи в цвет кузова и с высоты человеческого роста абсолютно незаметную.

Увеличить: 1280x960    1800x1350

Увеличить: 1280x870    1280x870

Однообъемный и клиновидный — первый концепт-кар ItalDesign разительно отличался от всего, что было создано автомобильными дизайнерами до этого. В сравнении с ним серийные спорткары тех времён кажутся скучными и будто бы вмиг постаревшими. Но что за странная изогнутая труба выглядывает сзади из-под кузова? На базовом спорт-прототипе она служила упором для запасного колеса, такая же схема предполагалась и для Манты. Правда, затем от «запаски» решили отказаться, и непосредственно перед премьерой ставшую ненужной трубу удалили.

Увеличить:  x

Комментарий дизайнера. Френк Стефенсон, директор по дизайну McLaren Automotive.
Bizzarrini Manta была новаторской для своего времени. В этой машине много необычного — начиная с пропорций, где высота и ширина соотносятся как 1:2, и заканчивая трехместной посадкой с расположением пассажиров бок о бок. Это один из моих любимых дизайн-проектов, в котором поиск новых стилистических форм обернулся очень привлекательным концептом.

Bizzarrini Manta компактна и при этом отличается большой площадью остекления, это создает удивительное ощущение воздушности салона. И глядя на эти гладкие поверхности и в большинстве своем плоские грани я прихожу к выводу, что на последовавшие вскоре клиновидные автомобили вроде Lamborghini Countach джуджаровская Manta оказала куда большее влияние, чем любой другой ранее созданный итальянский спорткар.

Даже фотографии в полной мере не передают производимого Мантой впечатления. Короткая и сверхнизкая, распластанная по земле как... камбала? Нет, скорее, как скат — это имя позаимствовано у гигантского океанического ската, самого крупного среди себе подобных. Дополнительное сходство с ним концепту придают скошенные «скулы» передка и вентиляционные «жабры» на капоте моторного отсека — десять щелевидных отверстий с каждой стороны, для пущего эффекта выполненных в контрасте с бирюзовой окраской автомобиля.

Увеличить:  1024x740

Увеличить:  1024x740

Manta — это не совсем Bizzarrini. Купе построено с использованием компонентов шасси спорт-прототипа Bizzarrini P538, но эмблема фирмы из Ливорно на кузове отсутствует — вместо нее спереди красуется стилизованное изображение ската Манта, давшего имя концепт-кару. А на боках — логотипы ItalDesign с автографом Джуджаро, причем в таком виде как на фото они появились уже после туринского дебюта, а в первоначальном исполнении под акронимом «ID» не было полного названия студии.

Manta — это не совсем Bizzarrini. Купе построено с использованием компонентов шасси спорт-прототипа Bizzarrini P538, но эмблема фирмы из Ливорно на кузове отсутствует — вместо нее спереди красуется стилизованное изображение ската Манта, давшего имя концепт-кару. А на боках — логотипы ItalDesign с автографом Джуджаро, причем в таком виде как на фото они появились уже после туринского дебюта, а в первоначальном исполнении под акронимом «ID» не было полного названия студии.

Джорджетто Джуджаро:

Почему бирюзовый? В 60-х годах это был очень необычный цвет для автомобиля. И, конечно, так Manta ближе к своему прототипу из животного мира. Но итогом я все равно остался недоволен: красная ливрея с черной и белой полосами вдоль всего кузова показалась мне более привлекательной.

Кстати, упомянутый эскиз позволяет отследить, как по ходу отрисовки менялись детали облика: слегка укоротился передний свес, выпрямилась центральная стойка кузова, а подоконная линия, вначале уходившая круто вверх с изломом у переднего края двери, почти оперлась на колесную арку. Но и здесь, и на последующих итерациях боковое остекление еще и близко не так необычно, как у «живого» автомобиля.

Синий или бирюзовый? Оба цвета — «водные», но в бирюзовом машина смотрится явно выигрышнее. Джорджетто Джуджаро такого мнения придерживался недолго: почти сразу после первого показа Manta стала красной.

Широченная, чтобы облегчить вход-выход, распашная дверь, спрятанная под кузовной обшивкой кнопка отпирания. Нажать, потянуть на себя — и... Оказывается, безрамочные дверные стекла объединены с окошками-косынками у передних стоек и, будучи шире дверей, они, само собой, неподвижные — при открывании огромная прозрачная плоскость проникает глубоко в салон. Никакой практической пользы в этом нет — концепция ради концепции, высокая автомобильная мода в чистом виде. Зато, каков эффект!

Ощущение легкого шока вызывал и интерьер, скроенный невиданным тогда на серийных спорткарах образом: три кресла в ряд и руль по центру! Так разместить седоков без ущерба для комфорта можно было лишь при среднемоторной компоновке. И пусть в этом Джуджаро не стал пионером — еще в 30-х годах, когда машины с двигателем в базе редко встречались даже в автоспорте, в недрах немецкой компании Auto Union родился, но так и не был воплощен в металле проект трехместного купе Type 52, а на основе Alfa Romeo 6C 2300 в Италии построили решенный в том же духе опытный спайдер Aerodinamica. Пусть пининфариновский концепт-кар Ferrari 365P Guida Centrale, тоже трехместный с центральным рулем и тоже на гоночном шасси, появился на два года раньше, чем Manta... Однообъемность изменила все, позволив буквальным образом раздвинуть границы внутреннего пространства. Все три сиденья хоть и без регулировок, но по максимуму отодвинуты назад и опущены, передняя панель — едва ли не у самой кромки лобового стекла, а в итоге — простор почти как у представительских седанов, невзирая на габаритную высоту чуть больше метра. Свою роль, конечно, сыграли и посадка с вытянутыми ногами, и немалая ширина кузова.

И как апофеоз оригинальности — центральный руль. Который лишь по форме — как обычная «баранка», а так — ни дать ни взять самолетный штурвал: установлен на длинном-длинном пилоне, уходящем, кажется, к самым колесам. Причем рулевая колонка смещена всего на 70 мм по сравнению с условно-праворульным P538 — у него, как и у многих спорт-прототипов, она располагалась максимально близко к осевой линии. Однако при такой внутренней архитектуре очень важно правильно организовать зону вокруг водителя, чего как раз сделано и не было. Например, контрольные приборы ничто не мешало примостить на отдельном щитке аккурат за рулевым колесом, а вместо этого они вместе с передней панелью отдалились от глаз еще без малого на полметра — читаемость циферблатов (спидометра, тахометра, датчиков температуры и давления масла, температуры охлаждающей жидкости и указателя уровня топлива) при этом, считай, упала до нуля. А все кнопки и переключатели, включая рычажок «поворотников», перекочевали на специальный уступ на полу перед водительским креслом, что обернулось рассредоточением внимания при управлении.

Увеличить: 1280x850    1280x850

Увеличить: 1280x980    1280x980

У обычных распашных дверей — необычные неопускные стекла, да и в салоне есть чему подивиться помимо трех кресел — например, дополнительной секции лобового стекла или массивному пилону, который венчает рулевое колесо. Второстепенные органы управления сгруппированы на отлогом уступе перед водительским сиденьем, но среди них не найти кнопки включения кондиционера — хотя с таким остеклением он пришелся бы весьма кстати. В качестве компенсации — аж семь дефлекторов вентиляции: пять на передней панели, еще два — на полу возле сидений. Нет у машины и багажника (сзади вплотную к салону примыкает мотор, спереди — радиатор системы охлаждения), но есть ниши в дверях и кожаные карманы в ногах пассажиров, пригодные для мелкой поклажи.

По американской системе:

У шасси концепта нет заводского обозначения Bizzarrini, а единственный идентификатор появился уже при постройке машины и обозначает ее принадлежность к ItalDesign: это расположенная в салоне возле блока тумблеров табличка с надписью «MATR 6901». MATR — это сокращение от итальянского слова matricola, употребляемого в значении «серийный номер», а далее —год выпуска (69) и номер собранного экземпляра (01). Но ведь Manta дебютировала осенью 1968 года! Все встает на свои места, если вспомнить, что перед созданием студии Джуджаро работал в Ghia, с 50-х годов плотно сотрудничавшей с американской компанией Chrysler и потому часто использовавшей принятую в США систему модельного года, который начинается намного раньше календарного. Ее дизайнер и позаимствовал для своего первого проекта.

По сути, Bizzarrini Manta — ничто иное как стилистическая «декларация независимости» Джорджетто Джуджаро, и все, кроме дизайна, здесь имеет второстепенное значение. Даже эргономика, и гоночная родословная, хотя использование шасси спорт-прототипа — уже само по себе неординарное явление. Рассказ о конструктивных особенностях Manta и дальнейших перипетиях судьбы этого концепта читайте во второй части статьи. Продолжение следует!

Автор статьи: Вадим Добровольский, supercarsplanet.net .

Тeги статьи: Bizzarrini, Design story, 1968 Bizzarrini Manta, P 538 Manta (1968), Giugiaro

Также по теме:

Статьи:


Фотогалереи:

Giugiaro / Brivido (2012)
   
08.09.15г. 11:09 vager  

Вроде было уже

08.09.15г. 22:36 Capricorn Hare (DELITED)  
Оценка: 5

Интересный материал.
Побочное ощущение - что слишком "зажали" нынче дизайнера (и самодельщика) стандартами, чуть вольность - и уже не для дорог общего пользования.

06.10.15г. 18:29 legick  
Оценка: 5

Обалденная машина !!! В стиле Сида Мида ...

Написать комментарий





Последние новости


Последние обновления портфолио

06.12.2019 Korytov Alexandr Igorevich

Looner SUV

Комментариев: 5
Рейтинг: 12
06.12.2019 VASEFIL

бюджетник-плюс

Комментариев: 1
Рейтинг: 0
03.12.2019 David_Dron

morgan

Комментариев: 3
Рейтинг: 15
02.12.2019 Доманов Михаил Вячеславович

ZIL 201 Urban

29.11.2019 David_Dron

tesla

Комментариев: 3
Рейтинг: 0

Фотогалереи

Реклама на сайте


Стильный и динамичный хонда аккорд в Москве - ФК Моторс.
Качественные и надёжные автомобили шкода от официального дилера в Москве.
Skoda skoda octavia в Вентус
Официальный дилер предлагает Вам купить ленд ровер фрилендер 2 в Москве.