CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Последние комментарии пользователей

Реклама на сайте

Программа академическая аспирантура http://www.mnepu.ru/.


Мастер класс

AddThis Social Bookmark Button

Делаем макет: дешево и сердито

08.03.2010

Выпускники «Мухи» Виталий Камышев и Екатерина Алешина рассказывают, как делали макет для своего дипломного проекта Biway , удививший своим качеством и проработкой деталей. Оказывается, такую красоту можно создать при совсем скромных финансовых затратах!

Увеличить: 1280x853    1600x1067

У многих российских студентов возникает вопрос, как делать макет своего проекта? В принципе, сегодня, доступны и стереолитография, и трехмерные фрезерные станки, короче возможностей море, но стоить такой макет будет недешево. На примере создания макетов для нашего диплома мы рассмотрим несколько способов презентационного макетирования по обходной технологии.

Увеличить: 1280x853    2496x1664


Изначально проблема была в том, что надо было показать три макета: локомотив, экстерьер вагона и интерьер вагона. Вот с последним-то и была основная сложность – его надо было сделать в виде прозрачной капсулы, повторяющей форму экстерьера, т.е. две одинаковые формы – одна прозрачная, одна нет. Если бы не это, все оказалось бы намного проще. Единственное, что приходило в голову это изготовить прозрачный колпак и непрозрачную форму методом вакуумной формовки.

Увеличить: 1280x853    2496x1664

Для формовки нужна была форма из плотного материала, который выдержал бы высокую температуру. Обычно такие формы делаются из стеклопластика или МДФ, мы выбрали второй вариант, т.к. он чуть менее запарный. Изначально идея была вырезать по трехмерной модели на фрезерном станке, но, узнав цены на такую работу, решили от нее отказаться. Мы выступили в роли фрезерного станка сами, но об этом чуть позже…

Увеличить: 1280x378    2421x715

Проектирование началось с эскизов и макетирования в пластилине в масштабе 1:20, это позволило сэкономить материал и быстрее вносить изменения. Финальный макет должен был быть в масштабе 1:10. Когда пластилиновая модель приобрела пластику, которая нас устроила, мы сняли с нее сечения через каждый сантиметр, где-то форма позволяла увеличить шаг, где-то наоборот приходилось уменьшить. Сечения сканировались, и по ним была построена 3d модель. Процесс геморройный, заменяет трехмерный сканер.

На этой модели была окончательно выглажена и выровнена форма, она была увеличена до десятого масштаба. И затем с нее были сняты сечения через каждый сантиметр (толщина листа МДФ). Дальше в помощь идет лазерная резка! Получив мешок с пронумерованными сечениями, мы поехали домой.

Увеличить: 1280x640    1600x801

эскизы

Увеличить: 1280x737    1600x922

пластилиновая модель

Увеличить: 1280x927    1472x1067

макет с нанесенными сечениями

Увеличить: 1280x853    1600x1067

работа с пластилином

Увеличить: 1280x916    1600x1146

снятие сечений

Увеличить: 1280x1092    1600x1366

снятие сечений


Несколько струбцин и эпоксидный клей, и у нас ступенчатая болванка, которая уже отдаленно напоминает нужную нам форму. Еще некоторое время со шлифовальным кругом (сначала грубым, потом мельче и мельче) и форма приобрела ровность и гладкость.

Увеличить: 1280x710    1600x888

набор сечений из МДФ

Увеличить: 1280x1173    1600x1467

склеивание болванки

Увеличить: 1280x853    1600x1067

шлифовка передней части болванки

Увеличить: 1280x853    1600x1067

форма для вакуумной формовки


Теперь дело за вакуумной формовкой. Кто-то скажет, что такая форма не работает на разъем, и заформованное изделие невозможно будет снять. Это так, только отчасти. Первая контора, в которую мы обратились, отказалась, предварительно испортив нам несколько листов пластика, во второй сделали все как надо. Секрет в том, что спереди и сзади наш автобус имеет двери – т.е. допустимо сделать в этих местах разъемы. И вот мы получили две формы – одна прозрачная, другая белая.

Увеличить: 1280x755    1600x944

форма и результат

Увеличить: 1280x660    1600x825

прозрачная и белая форма

Если честно, то на такой высокой форме из-за того, что пластик утончается, вытягиваясь, остались заметны ребра от склеенного МДФ (думаю, что на форме типа легкового автомобиля это будет менее заметно, либо не будет вообще). Пришлось провести еще немного времени со шлифовальным кругом. Зато потом только покраска, и макет экстерьера автобуса почти готов. Немного деталей: колеса, фары, спойлер. Лампочки в фарах сделаны из страз, которые можно купить в любом магазине с бижутерией. Колеса вытачиваются из пластика коматекса на токарном станке. С экстерьером вагона покончено.

Оболочка интерьера у нас готова, нужны внутренности. Основные элементы нашего интерьера это пассажирские кресла из матового оргстекла. Каждая группа кресел состоит из двух деталей. Первая это элемент, переходящий с пола в вертикальную плоскость, вторая – непосредственно кресла. Делаем их развертку и заказываем детали на лазерной резке.

Увеличить: 1280x2021    1658x2619

детали интерьера на лазерную резку


Затем берем первую деталь (она имеет плавный переход от горизонтальной в вертикальную плоскость), аккуратно нагревая промышленным феном, сгибаем по трубе нужного радиуса. Затем, аккуратно нагревая всю деталь, немного сгибаем ее в другой плоскости. Деталь кресел - нагреваем по линии сгиба на струне (натянутая струна, которая нагревается за счет электричества), и сгибаем некоторые сидения на 90 градусов, некоторые на 180, типа они сложены. Пол представляет собой плоскость, там ничего сложного нет. Поручни вырезались на лазерной резке и потом скруглялись наждачкой.

Кресло водителя изготовлено из маленькой мыши для ноутбука (пришлось найти мышь подходящей формы). Мягкие элементы – изготовлены из пенопласта и обтянуты тканью. Мелкие детали делались по-разному, заострять внимание не стоит.

Интересно также, как делался локомотив. На лазерной резке были заказаны сечения, из которых потом собрался каркас. Лицевая поверхность представляет собой просто приклеенный к каркасу лист полумиллиметрового пластика. Обратная – полости заполнены пенопластом, который покрыт автомобильной шпатлевкой и отшкурен.

Увеличить: 1280x1018    1600x1273

пенопластовый каркас локомотива

Увеличить: 1280x903    1600x1129

каркас локомотива

Увеличить: 1280x853    1600x1067

Увеличить: 1280x853    1600x1067

шкурение и доводка формы локомотива

Увеличить: 1280x1092    1600x1366

окрашенный локомотив


Есть несколько советов по материалам. Пластик лучше использовать коматекс, он достаточно мягкий, чтобы с ним было легко работать. По плотности он похож на мягкое дерево. Красится любыми красками. Стоят пластики недешево, но если найти дружелюбную лазерную резку, то там можно набрать бесплатно или купить недорого обрезки материала. Как правило, размеры таких обрезков позволяют сделать из них много замечательных деталей в макете.

Клей лучше всего использовать «Супер-Момент Гель» он не приклеивается сразу, как обычный «Супер-Момент», держит лучше и позволяет склеить не плотно прилегающие детали.

Шпатлевка или мелкозернистая, продается в строительных магазинах, или автомобильная двухкомпонентная – имеет высокую степень плотности. Можно отшкурить до глянца. Самая хорошая краска это автомобильная нитрокраска в баллонах. Она реже всего слазит в неподходящий момент с макета, имеет хорошую укрывистость. Не забывайте покрывать макет сначала грунтом (лучше всего искать белый автомобильный грунт в баллонах, не всегда бывает, но по белому любой цвет хорошо ложится). Если забить на грунт, то придется потратить больше краски – любое отличие цвета на поверхности будет вылезать через краску, тогда как грунт сделает все одного цвета. Также желательно красить все сверху лаком, лак тоже автомобильный. Если этого не сделать, краску можно случайно стереть, испачкать. Лак имеет хорошие защитные свойства. Красивую глянцевую поверхность в домашних условиях сделать очень сложно! Всегда будут появляться неровности, которые до покраски были не заметны. Надо красить, шпатлевать, шкурить, красить и т.д. пока не будет идеально.

Графика очень украшает и добавляет ощущение законченности. Нанести на макет шрифты и пр. проще всего, вырезав их из оракала на плоттере. Стоит это совсем не дорого, времени занимает не много, выглядит хорошо. Если оракалом оклеивается большая поверхность, или нет уверенности куда клеить (на 2 мм вправо или на 1 мм влево), то на поверхность, к которой будет приклеиваться, надо нанести мыльный раствор с водой. Тогда можно спокойно двигать влево и вправо. После того, как определились с местоположением, воду надо аккуратно выгнать резиновым шпателем или чем-то на него похожим. Пленка прилипнет, но пристанет намертво после полного высыхания воды.

Увеличить: 1280x928    1600x1161

окрашенный макет автобуса

Увеличить: 1280x638    1600x798

макет, подготовленный под окраску вторым цветом

Подсветку на макетах лучше всего делать из светодиодов. Можно покупать готовые полоски с впаянными светодиодами, но такая полоска длиной 50 см стоит около 500 руб, тогда как светодиоды по отдельности можно купить от 50 коп за штуку, провода тоже не дорогие.

Текст не претендует на то, чтобы быть пособием начинающим макетчикам, просто решили поделиться опытом. Возможно, кому-то он окажется полезным.

Виталий Камышев http://vitalykamyshev.blogspot.com
Екатерина Алешина http://keryvim.blogspot.com
Тeги статьи: Мастер класс, Виталий Камышев, Екатерина Алешина, СПбГХПА им. А.Л. Штиглица

Также по теме:

Статьи:


Фотогалереи:

Biway / Model
Екатерина Алешина, Виталий Камышев
Michelin Challenge Design 2010 / Biway
Customs's Club VIP-bus
3D software
   

Видео:

Kamaz Flex Futurum

08.03.10г. 14:40 RRRRROMA  
Оценка: 5

horoshaja statja, spasibo!
budet polezno.

08.03.10г. 15:03 02.02  

если будут появляться какие-то вопросы - буду рад ответить )

08.03.10г. 17:53 !  

Спасибо, хороший опыт...

Как-то пропал этап вырезания дыр в прозрачной оболочке.
И так и не понятно, как болван из формы вытащили?

И струбцины такой длины поискать придётся...))

08.03.10г. 18:58 02.02  

резали прозрачную оболочку бор-машинкой. Там есть в насадках такие диски для резки как раз. Вообще, рекомендую купить бор-машинку, очень полезная штука.
Болван из формы вытаскивали, аккуратно разрезая форму спереди. Там по задумке должны были быть разъемы под переднюю дверь и по ним резали.
Струбцины купили в обычном строительном. Они где-то 50 см длиной. Там были и больше, но они стоили непропорционально дороже. А такая болванка длиной в 50 см весит очень прилично. Так что такие куски склеивались под собственным весом.

08.03.10г. 21:45 !  

Спасибо за ответ. Получается, "снимая" оболочку с формы (распиливая бор-машинкой) - мы "портим" болван? Т.е. такое одноразовое изготовление?

08.03.10г. 21:57 02.02  

не, аккуратно - не портится.
Есть правда проблема, что прозрачный пластик клеится только каким-то специальным клеем, а супер-клей к нему не оч. хорошо пристает - отваливается потом. Так вот, эти разрезы заклеили прозрачным скотчем )

09.03.10г. 12:07 Пуга Сергей  

может герметиком прозрачным склеивать прозрачный пластик, например.

08.03.10г. 17:57 !  

И ещё вопрос: Проект делали вдвоём - как разделялась работа по дизайну? Интерьер/экстерьер? Как задумывалось разделение и как на самом деле вышло?

08.03.10г. 19:05 02.02  

Проект делали вдвоем. Вообще так получилось, что когда вышли к диплому сделали уже 2 совместных курсовика. Преподы просто привыкли, что мы вдвоем и все было ок ) Оценки поставили одинаковые.
А между собой тоже ничего не делили. Делали, как делалось. Ключевые вопросы - обсуждали вместе, а разделение труда по-принципу у кого что лучше получается.
Вообще, в мухе практикуются совместные работы. Обычно стараются разделить интерьер-экстерьер. Но фактически разделение очень условное. Еще же есть концепция и пр.пр.пр. Сейчас на 4 курсе делается совместный проект. Один на всю группу. Правда группа очень маленькая.

08.03.10г. 19:13 !  

Всё-таки про части работ хотелось бы поподробнее. Понятно, что вместе - надо хорошо понимать друг-друга. Но ведь эскиз каждый конкретный кто-то один рисовал или нет?

08.03.10г. 20:37 02.02  

На момент создания этого диплома мы уже 6 лет были близко знакомы и сделали кучу работы вместе. 2 курсовика вместе официально. Так что понимали друг друга отлично )
Рисовали кучу эскизов, выбирали лучшие идеи начинали работать над ними и было непонятно чья идея и откуда она родилась. Кто-то придумал одно, кто-то глядя на это, как можно развить дальше эту идею и так во всем. Что-то типа постоянного мозгового штурма, который перемежается с обсуждениями и т.д. Это на стадии проектирования. А реализацию делали, кто что лучше умеет.

09.03.10г. 14:37 Pablo  

мне это знакомо, 4 года отработал в паре с коллегой-дизайнером. работали абсолютно также, но с реальными проектами, даже если задачи были разными, постоянно советовались друг с другом.

09.03.10г. 15:26 02.02  

ну мы с реальными работали и продолжаем работать. Вообще такая работа в паре значительно сокращает ошибки и ускоряет процесс проектирования. Одному очень тяжело. Надо с кем-то всегда советоваться и лучше, чтобы мнения плюс/минус совпадали )

08.03.10г. 19:39 Andreev Dmitry  
Оценка: 5

Мощно!

08.03.10г. 21:07 Карев Максим Борисович  
Оценка: 5

По самому макету, хочу сказать, что отличный подход! Понял что он сделан вручную, а не станосно только когда рассмотрел живьем, и то это были очень специфичные моменты, но!!! При всем при этом он сделан на ооооочень хорошем уровне и 100% достигает задуманного эффекта! Молодцы!

08.03.10г. 23:19 borka  
Оценка: 4

Клевый макет хорошо рассказали. Интересно что в локомотиве похоже использовали синию пену - она по моему со шпаклевкой сильно реагирует. Проблем с этом не было? Знаю можно пену покрыть шелаком - он помогает

09.03.10г. 00:46 02.02  

а я вот, кстати не помню какая там шпатлевка была. Возможно, что мелкозернистая на водной основе - с ней точно все ок )

09.03.10г. 11:52 Пуга Сергей  
Оценка: 5

Синий пенопласт не совсем хорош при использовании в макете-если только он не идет как внутренняя основа. Его лучше использовать как основу, когда макет создаешь из глины, в Европе это широкораспространенная практика уже много лет. Вместо него можно было проще сделать пвх пластиком форму да и автомобильная шпатлевка доделала бы полностью свое дело до конца, выровняв все практически до идеальной поверхности, она то с пвх дружит в отличии от синего пенопласта.

Или еще другой способ, есть тоже пенопласт (но он тонкий, примерно 5 миллиметров толщиной и в отличии от синего, очень хорошо соседствует с опять же автомобильной шпатлевкой, которая идеальна для такого типа макетирования). Название не помню его, но он хорош как для начального каркаса макета, так и для полностью создания поверхностного объема и склеивается он ПВА клеем.
А макет очень хорош! Понимаю сколько туда труда вбухано.

08.03.10г. 23:50 Halfhead  

....а не проще было на станке отфрезерить по зд-модели?

09.03.10г. 00:50 02.02  

читай по тексту: во много раз проще, но дороже. Отфрезеровать такую модель получалось по тем временам что-то около 35-40 т.р. (для нероссиян $1200-1400) - для студента это дорого, я считаю. При том, что это только часть работы.

09.03.10г. 09:27 TOPFUELBUG  

отличная работа!

09.03.10г. 09:39 serhio  
Оценка: 5

Отлично! Молодцы! Уважаю людей, которые сами могут делать макеты

09.03.10г. 14:31 Pablo  

да вспоминаю сколько мороки с макетами в наших вузах, молодцы, что все довели.

09.03.10г. 16:04 cyclofillydea  

Работа так работа.... Молодчики!

27.05.10г. 13:22 2210  
Оценка: 4

можно и попроше сделать а так норм, только времени на такие макеты уходит пипец много

18.06.10г. 13:40 Федоров Константин Вадимович  
Оценка: 5

виталя- мастер!)

19.06.10г. 18:08 AlKa  

да и катрин ничего так.... )

Написать комментарий



Последние обновления раздела

Bugatti будущего, проект Генри фон Фрайберга 22.10.2014: Дипломные и курсовые проекты: Bugatti будущего, проект Генри фон Фрайберга Комментариев: 12
Рейтинг: 10
Bentley Extreme Roadster, проект Джана Хён Чой 20.10.2014: Дипломные и курсовые проекты: Bentley Extreme Roadster, проект Джана Хён Чой Комментариев: 7
Рейтинг: 2
Audi Flux, проект Эрнста Мартин Маурера 18.10.2014: Дипломные проекты: Audi Flux, проект Эрнста Мартин Маурера Комментариев: 4
Рейтинг: 4
Электровелосипед E-Bike, проект Александра Форста 16.10.2014: Pforzheim: Электровелосипед E-Bike, проект Александра Форста Комментариев: 15
Рейтинг: -8
Porsche 911 2063 года, проект Марко Брунори 15.10.2014: Pforzheim: Porsche 911 2063 года, проект Марко Брунори Комментариев: 23
Рейтинг: -4

Последние обновления портфолио

23.10.2014 irakliy

Camaro by Chikovani

23.10.2014 bimota

HONDA CBR1000RR 2015

23.10.2014 Toxa1

render

22.10.2014 Den-Z

Audi Rosemeyer

Комментариев: 1
Рейтинг: 5

Фотогалереи

Последние обновления портфолио

23.10.2014 irakliy

Camaro by Chikovani

23.10.2014 bimota

HONDA CBR1000RR 2015

23.10.2014 Toxa1

render

22.10.2014 Den-Z

Audi Rosemeyer

Комментариев: 1
Рейтинг: 5
22.10.2014 Яценко Александр Владимирович

RETRO CAR bez imeni1

Комментариев: 4
Рейтинг: 0

Реклама на сайте