CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Последние комментарии пользователей

Реклама на сайте





Интервью

AddThis Social Bookmark Button

Святослав Саакян: «Работа дизайнера зачастую складывается из других разных работ, которые с рисованием связаны очень незначительно»

06.06.2016

Столичный Университет машиностроения (МАМИ) с сентября 2016 года начинает подготовку специалистов по направлению «Промышленный дизайн». Почему ведущий машиностроительный вуз России решил открыть новую для себя специальность, и как по ней будут обучать — об этом CarDesign.ru рассказал руководитель образовательной программы «Дизайн» университета Святослав Саакян.

Увеличить: 1280x853    5184x3456

Святослав Саакян

Святослав, при какой кафедре будет открыта специальность «Промышленный дизайн»?

Специальность «Промышленный дизайн», по которой мы начнем готовить с сентября 2016 года, открывается на базе кафедры дизайна, при этом она будет относиться не к транспортному факультету, как «Дизайн транспорта», а к новому факультету — технологического предпринимательства. Его возглавляет молодой и энергичный декан — Иван Дементьев.

Готовить промдизайнеров будем по программе бакалавриата, то есть 4-летнее обучение.

Откуда МАМИ возьмет преподавателей для этой специальности?

Обучение промдизайну будет строиться отчасти на преподавателях кафедры дизайна, какие-то базовые дисциплины типа академического рисунка, живописи, истории дизайна и подобных дисциплин, будут читаться на кафедре и кафедральными педагогами. Специфические же дисциплины типа «Проектирование в промдизайне» будут читаться, в основном, привлеченными педагогами.

Для преподавания мы будем приглашать людей из индустрии, это принципиальный момент. Основным преподавателем по промышленному дизайну станет Тимур Бурбаев, арт-директор студии Лебедева и наш выпускник. Вместе с ним мы составили учебный план, очень интересный. Также есть договоренность с Ярославом Рассадиным, который является на сегодня, пожалуй, самым известным за рубежом российским промдизайнером. Также есть договоренность проводить минипроекты с Сергеем Смирновым и еще с несколькими представителями индустрии.

Что со структурой учебного плана? Из чего будут состоять семестры?

Структуру учебного плана мы разбили на поэтапное обучение. Первый семестр отводим на то, чтобы ребята ознакомились с тем, чем они будут заниматься после получения профессии. Для них не должно быть сюрпризом, что они будут не просто рисовать чайники. Работа дизайнера зачастую складывается из других разных работ, которые с рисованием связаны очень незначительно.

Например, учиться на автомобильных дизайнеров ребята часто идут, потому что не могут не рисовать машинки. И очень сложно воспринимают то, что оказывается дизайн — это не только машинки рисовать, но и заниматься исследованиями, стилем, брендингом, технологиями, 3D-моделированием, маркетингом и еще кучей других дел, которые с рисованием машинок никак не связаны. И для многих это разочарование. Сейчас мы стараемся, чтобы ясность в головах возникала уже на первом курсе, но у многих ясность возникает уже когда они выпускаются. И они понимают, что та профессия, которую они получили очень сильно отличается от того, что они себе представляли.

Этот момент в промышленном дизайне мы хотим исключить. Поэтому весь первый семестр у нас будет направлен на то, чтобы ребята вникли и на собственном опыте поняли, каких работ они будут касаться, какую деятельность они будут вести по окончании нашей кафедры и нашего направления промышленного дизайна.

Многие поступают случайно, услышав слово «дизайн», а под дизайном сейчас слишком много всего подразумевается. И под промышленным тоже не все однозначно. Но общее направление может быть даже не промышленный, а скорее индустриальный дизайн. То есть это дизайн массовой продукции. Иначе говоря, мы не будем готовить ребят, которые делают там скажем деревянную мебель в единственном экземпляре. Наш приоритет — готовить специалистов, которые могут сделать проект целиком довести его до производства и отработать технологии, участвовать в постановке изделия на серийное производство. Поэтому это может быть даже ближе к индустриальному дизайну.

На втором семестре у нас будет проект, посвященный какому-нибудь бренду, мы там будем говорить с ребятами о стилистике, о том, что такое те или иные ценности бренда, как они друг от друга отличаются. И они будут создавать свой объект под брендом, который они выберут, либо у нас сейчас ведутся переговоры с несколькими производителями, которые готовы выступить нашими партнерами.

Это российские бренды?

Нет. Мы сейчас ведем переговоры с Dyson и Beko. Проект начнется с февраля 2017 года, поэтому время на налаживание связей с компаниями у нас еще есть.

Дальше на третьем семестре у нас заложен проект совместно с 8-м семестром, с ребятами, которые уже находятся на последнем курсе. В рамках этого проекта старшекурсники смогут поделиться определенным профессионализмом со второкурсниками. Делая для них совместный, объединенный проект, мы резко повышаем средний уровень всех студентов на втором курсе.

Дальше запланированы конкурсные проекты. Один из семестров будет выделен под участие в промдизайнерском конкурсе — студент сам себе находит интересующий конкурс, регистрируется, мы его консультируем, он участвует, подает заявку, выполняет задание.

Один из проектов будет направлен на то, чтобы студенты сделали групповой проект с выходом на «Кикстартер». Возможно, с привлечением финансирования, если проект выигрывает и с выполнением его в реальных условиях, с реальным выходом.

То есть они все будут размещать проекты на «Кикстартере»?

Да, каждая группа должна будет разместить. Финалом проекта станет презентация на «Кикстартер» и, надеюсь, сбор тех средств, которые будут необходимы для того, чтобы воплощать проект. Ну по крайней мере, попытку это сделать они совершат.

Дальше один из проектов будет посвящен интернету вещей. Модное направление, связанное с тем, что предметы станут интерактивными. То есть холодильник нам сообщает, что в нем заканчиваются молоко, яйца или хлеб. Автомобиль реагирует, нажимаешь на кнопку — он приезжает. То есть предметы с обратной связью с откликом у нас тоже заложены в программе.

Как поступить на промдизайн?

На промдизайн, как и на транспортный дизайн, есть вступительный экзамен. Это академический рисунок и спецрисунок. У «автомобилистов» — рисунок автомобилей, а здесь просто дизайнерский скетчинг. Мы будем выбирать ребят по уровню, надеюсь, что к нам придут хорошие ребята, которые уже имеют какой-то уровень.

Напоследок не могу не спросить: что еще нового в МАМИ за последнее время?

В сентябре у нас также открывается магистратура по транспортному дизайну. Ее идеология — это повышение квалификации уже состоявшихся профессионалов. Сюда поступают недавние выпускники нашей автодизайнерской специальности, выпускники других вузов, готовящих транспортных дизайнеров (Строгановка, Муха, УралГАХА), или те, кто имеет какую-то техническую или творческую специальность и хочет переквалифицироваться. Им будет гораздо сложнее в этом отношении, поэтому я все-таки ставку делаю на транспортных дизайнеров.

Главная особенность магистратуры — это иной взгляд на дизайн. Сейчас уже отчетливо видны тенденции развития транспортного дизайна будущего — это развязывание с классической компоновкой ДВС, это электродвигатели, гибриды и так далее. Свободная компоновка позволяет придавать автомобилю абсолютно любую форму. Плюс появляются самоуправляемые транспортные средства, где участие человека и водителя или ограничивается или не допускается. Как и 100 лет назад, когда автомобиль перестал быть похожим на карету и стал приобретать какие-то привычные черты, сейчас происходит похожий процесс и автомобиль стремительно перестает быть похожим на автомобиль. И последние концепты ведущих производителей это только подтверждают.

Мы понимаем, что классический автомобиль в том виде, в котором он сейчас есть, просуществует еще недолго, поэтому мы должны готовить специалистов с иным взглядом на вопрос. Это что-то между автодизайном и промдизайном. Плюс дизайн интерфейсов, плюс автомобиль как гаджет, автомобиль, который не является средством передвижения, а является неким объектом, создающим условия при движении. Вот этому всему мы хотим учить, хотим набирать людей, которые готовы свое сознание переформатировать и получить другие подходы, другие взгляды на дизайн-проектирование автомобиля и вообще транспорта.

У нас будут интересные проекты для магистров и для бакалавров. Сейчас мы проводим совместный проект с АвтоВАЗом. Рафаэль Линари со Стивом Маттином ведут этот проект. Рафаэль у нас еженедельно курирует, целый день отводит на этот проект. Стив приезжает на большие просмотры.

Увеличить:  720x479

Стив Маттин и конкурс Lada SUV 2030

Рафаэль Линари и конкурс Lada SUV 2030

Проект еще не завершился. Было 12 участников. Обсудили 12 проектов, выбрали 4 направления, по которым будут сделаны 4 пластилиновых макета. Этим завершится проект.

Давно начался этот проект?

С начала семестра, с 8 февраля.

Тема общая для всех участников?

Да, общая для всех. SUV 2030.

Нынешний проект АвтоВАЗа для каких курсов проводится?

Для всех курсов. Мы думали давать первому курсу или не давать, потому, что они еще зеленые. И оказались там толковые ребята: в финал вышел один первокурсник, два второкурсника и один третьекурсник. Проект заканчивается в мае, познакомиться с ним можно будет на degree show. В конкурсе участвовало четыре дипломника-четверокурсника, никто из них не прошел во второй тур с макетами, их конкурсные проекты – дипломные. Остальные ребята, которым диплом не готовить, закончат макетом под руководством АвтоВАЗа.

Также у нас есть договоренность с АвтоВАЗом на следующий проект. Как раз магистры вместе с бакалаврами будут там участвовать. Это будет очень интересный проект. В проекте будут участвовать три школы - это МАМИ, Муха и Lahti, финны. У них очень крутой промдизайнерский вуз, с молодым направлением по автодизайну. Это будет совместный проект 3-х школ.

Как будет организована работа в этом проекте между вузами? У каждого будет своя «зона ответственности»?

Мы как раз прорабатываем форму взаимодействия. Это будет разделение по группам, каждая группа делает проект от начала и до конца, в каждую входят дизайнеры из всех трех вузов. В этом задумка — посмотреть у кого какие сильные стороны. Обмен опытом. Проект стартует в сентябре.

Также сейчас идут переговоры с УАЗом на очень серьезный и большой проект на несколько лет. Реальный проект с реальным производителем, с постройкой макетов, образцов, в общем, очень взрослый проект.

На новый кроссовер?

Пока не могу назвать, но да, они делают полноприводные машины.

Все очень интересно, магистры будут учиться смотреть на вещи по-другому, плюс решать реальные задачи. Мы хотим набрать не только выпускников, но и тех ребят, которые уже получили реальный опыт работы в индустрии и хотят повысить свой уровень, наверное это основные ребята, их правда не очень много, у нас 19 бюджетных мест. Поэтому мы приглашаем всех студентов российских и не российских.

Очень интересный преподавательский состав будет — Сорокин и наши опытные педагоги. Также мы набираем новых ребят, которые уже поработали в индустрии и им есть чем поделиться. У нас будет преподавать Антон Кужильный. Также наш выпускник, очень талантливый человек. Будем привлекать таких толковых ребят, которые имеют серьезный опыт, накопили его и знают, как что делать хорошо.

Над проектом для УАЗа будут работать не только дизайнеры, но и экономисты, конструкторы, технологи и все-все, кого готовит университет. Мы очень надеемся, что и они будут серьезно относится к этому проекту и мы не подведем и сможем на адекватном уровне это делать.

Чем будут отличаться учебные курсы на магистратуре от курсов на бакалавриате?

Вопрос интересный. Если бакалавриат мы рассматриваем как общую подготовку с серьезной идейной составляющей, там много тренировки навыков, то здесь мы будем работать с ребятами, у которых с навыками уже все в порядке. Основное — научить их думать, потому что зачастую процент концептуалистов, выходящих из стен любого вуза гораздо ниже чем процент стилистов, которые просто любят рисовать. Я сам, когда выпустился, основное, что было для меня дизайном — нарисовать красиво машинку. Через какое-то время я понял, что жизнь не так прекрасна, как она казалось, но вот эта идейная составляющая сейчас для меня гораздо интереснее, чем просто рисовать. Поэтому основное различие будет в том, что мы будем давать какие-то аналитические методики, вообще все это будет на практике конечно, именно будем учить думать по-другому, анализировать, исследовать, делать какие-то свои выводы. Там много творческих задач. Форм-фактор поменялся за счет изменения компоновки, нужен новый язык дизайна, его нет. Чем сейчас гибридный автомобиль отличается от обычного? Ничем. Максимум — решеточку прикроют и диски другие. Еще потребитель должен дорасти, потребитель не готов сразу изменить свое мнение и не бросится сразу покупать коробочки вместо автомобилей с капотом. И если посмотреть на то, что сейчас происходит, не сложился еще новый визуальный язык для электромобилей. Он только-только зарождается, а уже — беспилотники. Его еще нет, а он уже неактуален. А как беспилотник должен выглядеть? Никто не знает. Потом еще что-нибудь появится. Тенденции сейчас молниеносно возникают. Возьмем каршеринг: у тебя нет личного автомобиля и ты берешь на улице любой одинаковый, доезжаешь на нем — бросаешь. Это абсолютно иной подход к автомобилю, и язык дизайна должен быть иным. Это автомобили, которые совершенно по-другому должны восприниматься: не как машина вызывающая эмоции, а как совершенно другая вещь.

К нам тут приезжал Михаил Климов, который сейчас на BMW интерьерщиком работает, наш выпускник, и как раз говорит, что в Европе молодежь перестала покупать себе автомобили. Их не интересует автомобиль, как какая-то вещь, которая быстро едет, или тем более показывает твой статус, как у нас зачастую. Их это не интересует — они уже другие люди. Они встают на самокат, на «Сигвей» или на что угодно и едут там, где автомобиль в пробке стоит. Они не платят в центре за парковку, они живут по-другому, у них другие ценности. И это то поколение, которое через пять лет заполонит все. И те ребята, которые будут через 10 лет покупать автомобили — они сейчас школьники — у них другие приоритеты в жизни. И вот таким тенденциям мы должны научить на магистратуре: выявлять эти тенденции, понимать, знать их, работать с ощущениями автомобиля, с формами конечно же. Все-таки автомобиль — это форма. Я не думаю, что форма автомобиля упразднится очень быстро, работа с формой будет оставаться всегда или почти всегда. Даже в боевой авиации, где форма — это следствие определенных параметров, все равно с формой так или иначе работают, и здесь то же самое. Если говорить о различиях бакалавриата и магистратуры, то бакалавриат – это скорее накопление компетенций и навыков, а магистратура – это уже их «живое» применение. Мы учим на бакалавриате не просто тачки рисовать – у кого-то лучше получается, у кого-то хуже – но сейчас мало кто может выйти за рамки: сейчас весь автомобильный дизайн построен на каких-то деталях внешнего вида. Есть четкие тенденции, и вот я сейчас смотрю на выпускников и российских школ, и зарубежных школ, мало кто в состоянии за эти рамки выйти. Лет 10-15 назад процент людей, которые думают иначе был больше, чем сейчас почему-то. Мне эта тенденция непонятна…

Для поступления в магистратуру надо подготовить портфолио и написать мотивационное письмо, пройти собеседование и сдать экзамен. В качестве экзамена мы устраиваем мини-проект на нашей кафедре. Проект будет длиться целый день в течение восьми часов. У нас будет возможность посмотреть на ребят в рабочих условиях. Важно знать с кем будешь работать в ближайшие два года.

Беседовал Заур Ханцев

Тeги статьи: Интервью, Святослав Саакян, MSTU «MAMI», MAMI, Святослав Саакян: "Работа дизайнера зачастую складывается из других разных работ, которые с рисованием зачастую связаны очень незначительно" (2016)

Также по теме:

Статьи:


Фотогалереи:

Интервью \ Святослав Саакян: "Работа дизайнера зачастую складывается из других разных работ, которые с рисованием зачастую связаны очень незначительно
Интервью / Святослав Саакян
Проекты \ Игорь Шитиков - Lamborghini GTV700-2 Shooting Brake (2013)
Проекты \ Владимир Астахов -  Разработка стилевого решения экстерьера и интерьера автомобиля с кузовом типа "трёхдверный хэтчбек" и гибридной силовой
Проекты \ Александр Ямаев - "Разработка стилевого решения двухместного автомобиля марки Volkswagen с кузовом типа "родстер"" (2016)
   

Видео:

Интервью с Патриком Фаульветтером

06.06.16г. 14:40 design_eX  

Саакян с бородой такой дед мазай =))

06.06.16г. 18:58 Awasaky  
Оценка: 5

Вот этой фразой, про то что дизайнер должен не только рисовать, Саакян обломал стольким людям надежды.
Тут же на сайте, целая группа есть людей, которые считают, что главное - это вот нарисовать красиво.
И желательно конечно от руки!
А про функциональность и вообще как это работает или должно работать - лучше не спрашивать.

06.06.16г. 22:03 Пуга Сергей  

Именно. Рисование один из этапов, не более.

12.06.16г. 16:17 cardesign is sucks  

А что говорить про эргономику ))

06.06.16г. 21:42 смарт  

отличная статья! правильные мысли, выводы и планы. рад что в России у образовательного руля такие люди!

08.11.16г. 02:21 Потапов Артем  
Оценка: 5

Очень интересная статья!

Написать комментарий



Последние обновления раздела

Проект Rolls-Royce Exterion 13.10.2017: Проекты: Проект Rolls-Royce Exterion Комментариев: 11
Рейтинг: 33
Проект Manta X6 29.09.2017: Проекты: Проект Manta X6 Комментариев: 4
Рейтинг: 8
Проект Drais Smartbike 22.09.2017: Проекты: Проект Drais Smartbike Комментариев: 8
Рейтинг: 15
Проект Triangle Tuk-Tuk 13.09.2017: Проекты: Проект Triangle Tuk-Tuk Комментариев: 5
Рейтинг: -1
Проект Porsche 908/04 RSR 11.09.2017: Проекты: Проект Porsche 908/04 RSR Комментариев: 8
Рейтинг: 24

Последние обновления портфолио

20.11.2017 Di-man

C63

20.11.2017 kudaibergenoff

BMW Concept

Комментариев: 1
Рейтинг: 0
19.11.2017 Rasskazov Ilya

Иллюстрации самолётов

Комментариев: 6
Рейтинг: 24
19.11.2017 kudaibergenoff

Lamborghini X

Комментариев: 2
Рейтинг: 10

Фотогалереи

Последние обновления портфолио

20.11.2017 Di-man

C63

20.11.2017 kudaibergenoff

BMW Concept

Комментариев: 1
Рейтинг: 0
19.11.2017 Rasskazov Ilya

Иллюстрации самолётов

Комментариев: 6
Рейтинг: 24
19.11.2017 makarov

Volvo bike

Комментариев: 2
Рейтинг: 10
16.11.2017 Vladimir 86

dron volkswagen

Комментариев: 1
Рейтинг: 0

Реклама на сайте