CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Последние комментарии пользователей

Реклама на сайте



Библиотека



История

AddThis Social Bookmark Button

Эскизы рестайлинга ГАЗ-12 и ранний эскиз ГАЗ-13 «Чайка» из книги Вадима Челака «Полёт чайки»

08.12.2016

Увеличить: 1280x855    1444x965

В начале следующего года в Барнауле выйдет в свет первая часть книги Вадима Челака «Полёт Чайки». В издании будут представлены исторические фотографии автомобиля, экспериментальных образцов, макетов, заводские проспекты, эскизы и другие документы, некоторые материалы публикуются впервые. Многие документы имеют отношение не только к ГАЗ-13, но и к производству других легковых автомобилей, а также к производству грузовиков и автобусов в СССР.

С разрешения автора мы публикуем выдержку из главы, посвящённой разработке внешности модели и эскизы проекта рестайлинга ГАЗ-12 и эскиз проекта «ЗИМ-2», будущей «Чайки».

Увеличить:  960x570

Эскиз проекта рестайлинга ГАЗ-12, первая половина 1956 года

Эстетическая сторона создания машин (в том числе и автомобилей) привлекала теоретиков в России уже в начале XX века – известны статьи профессора П. Страхова «Эстетические задачи техники (1905 г.), труды профессора А.И. Сидорова в 1920-1929 годах и другие. Во всех этих работах рассматривались вопросы технической эстетики и их практическое применение. Вот как А.И. Сидоровым описан различный подход к решению проблем «капиталистического» и «социалистического машиностроения»: «В капиталистическом машиностроении существует проблема «манкости». Благодаря обострённой конкурентности, капиталистические фирмы вынуждены всеми способами ловить и привлекать покупателей и заказчиков. Машиностроительные заводы этих фирм окрашивают свои машины в яркие цвета, разделывают окраску сверх того узорами, позолотой и бронзировкой в надежде, что выставленная на витрине или на выставке такая раскрашенная машина привлечёт внимание покупателя и понравится ему…

Увеличить:  1006x477

Эскиз проекта рестайлинга ГАЗ-12, первая половина 1956 года

В нашей стране эстетические задачи в технике решаются по-новому. Они прежде всего максимально согласованы с технической целесообразностью того или иного узла, с современными достижениями и перспективами дальнейшего развития техники; они определяются требованиями создания наиболее экономичных и простых способов изготовления машин, с требованиями создания таких удобств в их обслуживании, которые вызывают чувства удовольствия и наслаждения работой. Всегда необходимо именно такое органическое единство эксплуатационных и технических качеств с красивым и удобным оформлением машины» .

Увеличить:  960x578

Эскиз проекта рестайлинга ГАЗ-12, первая половина 1956 года

В СССР эстетике архитектуры, промышленным изделиям и товарам широкого потребления, вопреки расхожему мнению, уделялось пристальное внимание на государственном уровне. На пути безвкусицы и халтуры стояли отраслевые художественно-технические советы. В наше время, оказалось, такая «цензура» вовсе не лишняя - вспомните уродливые изделия отечественного автопрома 90-х. К слову сказать – художественно-технические советы начали создаваться в СССР в 1918 году, а первое учебное заведение, которое готовило, в том числе художников для промышленности, было образовано в 1920 году в Москве (ВХУТЕМАС).

Увеличить:  945x563

Эскиз проекта рестайлинга ГАЗ-12, первая половина 1956 года

Советские архитекторы и художники-конструкторы у зарубежных коллег пользовались заслуженным авторитетом. Миф об эстетической несостоятельности изделий отечественной промышленности создавался западными политиками и ангажированными ими журналистами. Миф, который ныне основательно укрепился в умах.

Увеличить:  990x497

Эскиз проекта ГАЗ-2, будущая "Чайка", середина 1956 года

В Стране Советов 1950-х годов использовались термины «техническая эстетика» и«художественное конструирование». Английское слово «дизайн» (Design) использовалось лишь в его прямом значении – «конструирование» при переводе технических текстов с русского языка и наоборот. Соответственно на автомобильных заводах оформлением внешнего вида изделий занимались художники-конструкторы (ЗИС-ЗИЛ) или инженеры-конструкторы (ГАЗ). Даже за рубежом понятие «промышленный дизайн» (Industrial design) официально появилось лишь в 1959 году.

Увеличить:  1169x428

Разворот из книги Вадима Челака "Полёт Чайки"

На Западе оформление автомобиля в определённом стиле - стилизация формы и отделки кузова называется «стайлинг» (англ. – Styling). Отдел оформления автомобилей в составе инженерного корпуса или технического отдела автомобильного завода - Styling section.

Увеличить:  1169x415

Что же такое стайлинг сегодня? Вот какое определение дают современные апологеты дизайна: «Стайлинг – это особый тип формально-эстетической модернизации, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения технических или эксплуатационных качеств. Стайлинг придаёт изделию новый, коммерчески привлекательный вид. Он тесно связан с конкретными характерными чертами образа жизни, с модой и изменением предпочтений». Таким образом, стайлинг ныне стал лишь одной из составляющих дизайна в целом. Но американские стилисты 50-х и 60-х годов не считали себя специалистами только лишь по внешним формам, они занимались компоновкой, эргономикой и аэродинамикой будущих серийных автомобилей. И общее название их профессии – «стилисты», их вполне устраивало.

Увеличить:  1169x427

К сожалению, у нас сегодня суть слов «стиль» и «стилист» искажена до глупости: стилист – это парикмахер, а понятие «стиль» применяется к одежде или поведению человека.

Увеличить:  1169x430

28 апреля 1962 года опубликовано постановление Совета Министров СССР № 394 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования». Это послужило основой создания ВНИИТЭ – Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики - главной проектной и исследовательской организации в области промышленного проектирования. Специалисты, работавшие в этом институте, начинают «кулуарно» применять модные, но неверные по своей сути термины «дизайн» и «дизайнер». С 1968 года эти понятия более-менее широко стали употреблять в печати.

Увеличить:  1169x428

В изданиях современных авторов, посвящённых автомобилестроению (и не только) в России и СССР до 1970 года, часто используются термины «дизайн» и «дизайнер» в отношении тех специалистов, которые создавали внешний вид машин. Не претендуя на истину в последней инстанции, всё-таки было бы правильным утверждать, что термины, появившиеся гораздо позже, нужно использовать очень ограниченно или не использовать вовсе.

Увеличить:  1169x430

Автор рисунка на обложке – Александр Захаров.

Автор рисунков проекций автомобилей – Андрей Атюкин.

Автор рисунков к каждой из глав – Андрей Ткаченко .

Увеличить:  1169x428

Содержание I части книги

Предисловие.

  1. После «двенадцатого» - … «ноль тринадцатый».
  2. Модернизация ЗИМа – первая попытка создания «Чайки».
  3. ЗИМ-2 (ЗИМ-13) , «Стрела и Чайка» – начало пути.
  4. ГАЗ-13 «Чайка» - рождение легенды.
  5. Экспериментальные.
  6. Первые серийные – «главная тема дня»!
  7. Конструкция и техническая характеристика.
  8. И опять испытания…
  9. А в это время… Зарубежные образцы.
  10. Рестайлинг. Модернизация.

Заключение.

Перечень литературы.

Периодика.

Информация об издании:

Автор - Вадим Челак; Барнаул, 2017 г., 400 стр., 10 глав, около 650 цветных и чёрно-белых фотоиллюстраций, чертежей; формат 295х215, с альбомным спуском, мелованная бумага, высококачественная печать, твёрдая ламинированная обложка. В дальнейшем предполагается выпуск лимитированного номерного тиража книги в подарочном исполнении + бонус.

Планируемая дата выхода – февраль 2017 г., тираж 300 экземпляров. Розничная цена 4500 руб. + стоимость доставки. Стоимость номерных экземпляров будет сообщена дополнительно. Предварительный заказ можно оформить здесь: gaz@chaika.su

Также в продажу поступил коллекционный настенный перекидной календарь на 2017 год с рисунками Андрея Ткаченко. Тираж - 100 штук, формат А3 - горизонтальный. Розничная цена: 1000 рублей + доставка. По вопросам приобретения - gaz@chaika.su

Увеличить: 1280x905    2480x1754

Увеличить: 1280x905    2480x1754

Увеличить: 1280x905    2480x1754

Увеличить: 1280x905    2480x1754

Увеличить: 1280x905    2480x1754

Увеличить: 1280x905    2480x1754

Увеличить: 1280x905    2480x1754

Об авторе

Челак Вадим Валерьевич, по профессии - врач-рентгенолог. Историей автомобилей «Чайка» Вадим занимается более 20 лет: собирал артефакты, связанные с этими автомобилями (фотографии, рисунки, эскизы, макеты и др.), изучал историю модели, устройство и т.д. Накопленный материал и послужил основой для книги "Полёт Чайки".

Тeги статьи: История, ГАЗ-13 "Чайка", Книга Вадима Челака "Полёт Чайки", Вадим Челак, GAZ

Также по теме:

Статьи:


Фотогалереи:

ГАЗ \ Проект "ЗИМ-2" (1956)
ГАЗ \ Проект рестайлинга ЗИМ-12 (1956)
ГАЗ / 2008 Siber
Дизайнерский конкурс от «Группы ГАЗ»
GAZ / GL-1 (1938)
   
08.12.16г. 10:08 Буланов Михаил  

Пользуясь случаем, поздравляю Андрея Ткаченко - рисунки огонь, как всегда.

09.12.16г. 01:28 gorbe  
Оценка: 5

Fantastic&revealing book, highly recommended,for all amateur designers,and design students,it ...among others, reveal some inspiration behind the designs.

11.12.16г. 09:27 sl0771  
Оценка: 5

Thanks for your answer! Hope to see you among readers of this book.

12.12.16г. 23:08 al_dzhaz  

Спасибо такому автору, который что-мог собрать и показать. Но, вероятно, мы не должны знать об авторах того времени, т.к.- это остаётся за занавесом секретности.

27.12.16г. 17:30 sl0771  

Небольшая ремарка. Возможно "Волговедам" будет интересно.
В книге "ПОЛЁТ ЧАЙКИ" есть некоторые моменты проливающие свет на историю других автомобилей ГАЗ.
Например, приведена фотография, на которой изображён автомобиль ГАЗ-21 с перспективным оперением (именно эта фотография будет опубликована впервые).
В книге И. Падерина "21" этой модификации нет вообще, а в книге А. Лекае "24" упоминается, но с совершенно неправильной трактовкой.

27.12.16г. 17:35 Вадим Челак  

Хочу дополнительно сообщить,­ что на обложке книги и кале­ндаря изображен ПРАВИЛЬНЫЙ рис­унок (до мельчайших п­одробностей) автомоби­ля ГАЗ-13 из эксперим­ентальной партии (Экз­емпляр № Э-1303).

Написать комментарий



Последние обновления раздела

Проект Nicky B Chan — GAC Micro SUV 2027 15.01.2019: Дипломные и курсовые проекты: Проект Nicky B Chan — GAC Micro SUV 2027 Комментариев: 2
Проект Александр Имнадзе Бальдини — Serpente GT 09.01.2019: Проекты: Проект Александр Имнадзе Бальдини — Serpente GT Комментариев: 5
Рейтинг: 13
Volkswagen Flagship 2025. Проект Романа Крутикова 27.12.2018: Проекты: Volkswagen Flagship 2025. Проект Романа Крутикова Комментариев: 2
Рейтинг: 10
Ответы дизайнера: Eduard Fernández, vehicle personalization designer, Ford 26.12.2018: Интервью: Ответы дизайнера: Eduard Fernández, vehicle personalization designer, Ford Комментариев: 39
Рейтинг: 13
Lamborghini VEGA. Проект Григория Бутина 23.12.2018: Проекты: Lamborghini VEGA. Проект Григория Бутина Комментариев: 35
Рейтинг: 21

Последние обновления портфолио

16.01.2019 Saddam Rasulov

BlackTEN

Комментариев: 2
Рейтинг: 5
16.01.2019 Vladimir 23

Alfa

15.01.2019 VASEFIL

авто

Комментариев: 1
Рейтинг: 5
15.01.2019 VASEFIL

мото-шоу

Фотогалереи

Последние обновления портфолио

16.01.2019 Saddam Rasulov

BlackTEN

Комментариев: 2
Рейтинг: 5
16.01.2019 Vladimir 23

Alfa

15.01.2019 VASEFIL

авто

Комментариев: 1
Рейтинг: 5
14.01.2019 FoxterDi

Audi

Комментариев: 1
Рейтинг: 5
13.01.2019 to-to

Rally Prototype

Комментариев: 1
Рейтинг: 0

Реклама на сайте