CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Последние комментарии пользователей

Реклама на сайте



Библиотека



История

AddThis Social Bookmark Button

История КБ Алексеева

06.04.2013

Предлагаем вашему вниманию очередную интереснейшую статью Сергея Хельмянова из журнала «Проектор» (напечатана в номере 1 (22) 2013). Материал публикуется с разрешения автора.

Увеличить:  900x597

Речной теплоход «Ракета». Крейсерская скорость 60 км/ч. 64 пассажира. 1957 год.

С 1953 года конструкторское бюро Р.Е. Алексеева работало над перемещением в двух контрастных средах — по воде и одновременно по воздуху при помощи подводных крыльев. Наша культура не является первооткрывателем подводных крыльев. Не мы изобрели СПК — суда на подводных крыльях, но именно у нас это средство транспорта получило наибольшее развитие и распространение. Именно советским художникам-конструкторам посчастливилось в жизни создать свою икону дизайна (извините за затасканный термин). Произошло это благодаря гению конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева и большому творческому коллективу дизайнеров, составлявших 29-й художественно-конструкторский отдел в составе его КБ.


Конструкторское бюро

В 1950-х годах в Горьком создается специальное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях. Революция в представлениях о том, что такое корабль как средство перемещения, вершилась, как это обычно и бывает, в месте «грозового фронта» между требованиями общества и брутальной, инерционной системой государства. СПК — транспорт, который не являлся судном в традиционном представлении. Это был уже во многом почти самолет. И поэтому во вновь созданное КБ приходят выпускники не только судостроительных, но и авиационных вузов.

Не буду останавливаться на технических подробностях и физике движения на подводных крыльях — это не мой профиль. Я дизайнер, и во всем предметном мире меня интересуют функциональность, эстетика и человек как мерило любого предмета и явления. Время — невозобновляемый человеческий ресурс. Скорость — это расстояние в числителе и время в знаменателе. Скорость — это то, что в первую очередь интересовало Ростислава Алексеева. Все его творчество — это погоня за скоростью. Быстрее и еще быстрее. Во всем: в проектах, в работе, в жизни.

Ради ускорения процессов принятия решений он перепрыгивал через голову начальства и обращался напрямую к руководителям страны, чем и заслужил репутацию «неудобного человека». Ради быстрейшего понимания проблем на испытаниях прототипов сам садился за штурвал, хотя ему в числе шести других ведущих генеральных конструкторов СССР это было запрещено особым указом. Ради экономии времени сам он переехал жить в свой кабинет, чтобы не тратить время на дорогу. Ради ускорения процессов проектирования он заставлял весь коллектив инженеров, конструкторов, дизайнеров, рабочих работать по десять-двенадцать часов в сутки годами, без выходных и праздников. Фанатик своего дела и диктатор — лидерские качества человека любой эпохи. После его смерти ему за это отомстили, разгромив его кабинет и уничтожив все документы c перспективными идеями.

Но это позже. После того как КБ Алексеева разработало сначала концепцию и запустило в серию целый новый класс судов на воздушной каверне (СВК), затем родились к жизни суда на подводных крыльях (СПК), а потом и экранопланы. Быстрее и еще быстрее. Неудивительно. Большие территории, города по берегам морей, рек, озер, водохранилищ.

1957 год, Московский международный фестиваль молодежи и студентов. Ростислав Алексеев, лично управляя первым теплоходом на подводных крыльях «Ракета», приходит на нем из Горького в Москву. Самовольно и без ведома начальства представляет «Ракету» Никите Сергеевичу Хрущеву и широкой публике. Это время скорости и светлой веры в человека и его возможности. Революционный продукт с революционным же дизайном, хотя профессиональных дизайнеров в КБ еще нет.

29-й отдел


В это время на кафедре художественной обработки металла в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной «Ракета» идеологически становится путеводной звездой для целой серии дипломных проектов. В частности, Олег Фролов делает проект шестиместного катера на подводных крыльях. Владимир Ховралев защищает проект по теме «Пассажирский теплоход на подводных крыльях». Дипломными руководителями выступает неизменный дуэт Иосифа Александровича Вакса и Леонида Сергеевича Катонина.

После окончания ЛВХПУ в 1958 году в КБ Алексеева приходит целая группа художников-конструкторов: Виктория Бойкина (Крейчман), Валерий Квасов, Феликс Прибыщенко, Александра Фролова, Олег Фролов. Именно они стали основой мощной художественно-конструкторской группы, которая и решала вопросы дизайна судов на подводных крыльях. И первой их работой был знаменитый теперь «Метеор».

Увеличить:  900x603

Теплоход «Метеор» (морская версия «Комета»). Крейсерская скорость 65 км/ч. 115 пассажиров. 1961 год.


Привожу выдержку из воспоминаний Олега Петровича Фролова. «Вспоминается первая встреча дизайнеров с Р. Е. Алексеевым в цеху КБ у подножья строящегося стотридцатиместного пассажирского теплохода “Метеор”. Солнечный день. На противоположном берегу Волги золотом отливали кроны берез, как ореол обрисовывающие контуры цехового строения. В широко раскрытые ворота современного промышленного здания врывались теплые осенние лучи солнца, которые ярко освещали… О чудо! Перед нами высоко на стапеле парил красивый, необычной обтекаемой формы корпус рождающегося теплохода “Метеор”. Он блестел обводами шпангоутов, еще не покрытых алюминиевыми листами. “Метеор” гордо возвышался на широко распластавшихся остро заточенных внушительного размера из нержавеющей стали крыльях.

Алексеев нам доверительно предложил провести на пластилиновом макете корректировку формы носовой части строящегося “Метеора”, которая очертанием не устраивала его. Нам сопутствовала удача. Проектное предложение по улучшению формообразования носовой оконечности “Метеора” было принято, и при помощи лебедки, установленной перед теплоходом, и троса был вытянут вперед и удлинен форштевень. Нос заострился, улучшая архитектурную динамику корпуса теплохода. Этим удачным решением дизайнеры закрепили свою востребованность в совместной многолетней работе при последующем проектировании судов, кораблей и экранопланов».

Позже 29-й художественно-конструкторский отдел КБ Алексеева пополнили выпускники ЛВХПУ дизайнеры Евгений Зайцев, Виктор Лозников, Николай Малюков, Иван Медведев, Анатолий Парутов, Сергей Швецов, Феликс Шехтман, Надежда Янова, Владимир Янов.

Нельзя не упомянуть блестящих дизайнеров-помощников Владимира Соловьева, Роберта Сукиасяна, Валерия Шиленкова.

Иконы дизайна


С 1959 по 1963 год дизайнеры работали над проектированием и участвовали в строительстве семи головных судов на подводных крыльях первого поколения: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Вихрь», «Чайка», «Беларусь», газотурбохода «Буревестник» и ряда модификаций катера «Волга».

Увеличить:  900x675

Теплоход «Спутник» (морская версия «Вихрь»). Крейсерская скорость 65 км/ч. 300 пассажиров. 1961 год.


Журналисты часто спрашивают, какой из продуктов дизайна, созданный выпускниками «Мухи», можно назвать знаковым для всей школы. Кроме прочего, для меня это «Метеор». В нем есть все: и новаторское технологическое решение, и массовость (более четырех сотен) и знаковый дизайн, превративший теплоход в нечто большее, чем просто средство транспорта. «Метеор» стал неотъемлемой частью предметной культуры, научно-техническим наследием. И самое главное — это продукт, в котором гуманитарный аспект превалирует, диктуя все остальные решения. Это продукт, сделанный для человека, для сбережения времени его человеческой жизни. Сейчас мы его практически не замечаем, он стал для нас вещью абсолютно привычной. Но тогда, после окончания темной сталинской эры, он нес мощнейший посыл новой культуры, иного, человечного отношения к себе и окружающим. И если для поколения наших дедов термин «Ракета» стал нарицательным — все суда на подводных крыльях в обиходе называли именно так, то для поколения наших отцов то же произошло с брендом «Метеор».

Увеличить:  900x675

Экспериментальный теплоход «Чайка». Крейсерская скорость 85 км/ч. 30 пассажиров. 1962 год.


Морская версия «Метеора» — теплоход «Комета». Более мощная стихия моря диктовала и более мощный образ. Вздернутый нос, мелкие окошки переднего салона, высокие скулы, рассчитанные на морские волны, и самое главное — задняя открытая палуба — любимое место всех детей, путешествующих с родителями на летних каникулах вдоль Черноморского побережья СССР со скоростью 60 км/ч. Универсальность «Кометы» потрясает. Она служила даже в Баренцевом море, связывая Мурманск с отдаленными закрытыми городками.

Увеличить:  900x675

Газотурбоход с водометным движителем «Буревестник». Максимальная скорость 120 км/ч. 150 пассажиров. 1964 год.


Отдельного внимания заслуживает газотурбоход «Буревестник». Самый быстрый, самый футуристичный. Его водометы приводились в движение двумя авиационными двигателями, как на лайнере Ил-18. «Буревестник» проносился над водной гладью со скоростью 97 км/ч. Использование авиационных двигателей понижало вибрацию, повышало скорость. Но за это приходилось платить слишком высокую цену — расход топлива был колоссальным. Да еще и грохот! Серийно он не выпускался, но как символ «выхода за пределы» этот летящий корабль активно тиражировался в советской рекламной графике.

Сейчас

Нам свойственно разбрасываться культурными ценностями. Наш локальный опыт: «Что имеем — не храним, а потерявши — плачем». И самое обидное, что не учимся на собственных ошибках. Русские бренды, имеющие огромную, в том числе и коммерческую ценность, почему-то тают на глазах. Новый самолет, разрабатываемый сейчас КБ Туполева, не носит исторического имени «Ту», а называется МС-21. То же происходит и с судами на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Комета».

Генеральный конструктор, в силу активной работы над оборонной проблематикой, был персоной засекреченной. Ну а имена дизайнеров, как водится, вообще не имели значения. Суда экспортировались из СССР по всему социалистическому лагерю, в Грецию, Великобританию и другие страны. После развала системы региональных перевозок флот СПК начали активно продавать по всему миру — в США, Канаду, Южную Корею, Турцию и так далее. По оценкам, СПК КБ Алексеева занимают 92% всего мирового объема подобных транспортных средств! Для сравнения: ближайший конкурент — только 7%.

текст: Сергей Хельмянов, иллюстрации: из архива автора

Тeги статьи: История, КБ Алексеева

Также по теме:

Статьи:


Фотогалереи:

KB Alekseeva
Daimler-Benz
Chassis
Zagato
Alfa Romeo / Carabo 1968
   

Видео:

VW: Shawn Fanning
Гонка Procar: BMW M1 в Монако
BMW M1 Procar на Нюрбургринге
BMW M1 от Энди Уорхола
Историческая BMW M1 Procar

06.04.13г. 03:51 Yttrium  
Оценка: 5

Эх, помню, прогуливаешься по набережной, смотришь на Волгу, а там этих Ракет с Метеорами - как водомерок в пруду! Пару раз в час какой-нибудь теплоход проплывет. Останавливаешься, щуришься, считаешь палубы. Москва вообще как метро каждые пару минут проплывала. А уж сколько суденышек между берегами курсировало - Трамвайчики, Калоши... Зато сейчас - тьфу! Нужно же было все это похерить, чтобы теперь пять процентов населения смогли себе какое-нибудь стеклопластиковое заграничное говно купить...

06.04.13г. 10:51 dmdesign [BANNED]  

Ну не совсем пластиковое, да заграничное...
Сириус, наприклад, из военной посудины перезапроектировали...

06.04.13г. 11:33 kossy  

На мое мнение, сейчас бы модернизировать такие штуки в плане економичности, и в сторогом порядке не менять внешний облик да випустить бы их на наши реки востонавивши речной транспорт, желающих было бы завались. Тяжело будет со старта, а если все правильно наладить, то годика 2-4 и все будет ок.

06.04.13г. 12:19 Фатыр Чурек  

"Основными направлениями совершенствования создаваемых нашим КБ судов и катеров является повышение скорости и мореходности".
http://www.hs-s...

09.04.13г. 14:22 Vidar  

В конце 60-х англичане купили несколько "Метеоров". Планировалось использовать их как общественный транспорт, даже рекламу сделали - "Метеор" летит по Темзе на фоне лондонских пробок и слоган "Транспорт который движется". Однако через какое-то время выяснилось, что волна от "Метеора" очень сильно воздействует на каменные стены Темзы, и соответственно на рельеф дорог, прилегающих к реке. В итоге англичане отказались от идеи "транспорта без пробок". Это машины исключительно для "большой" воды, а не для городов. И кстати, после англичан наши тоже ограничили скорость движения СПК в черте Москвы до 30 км/ч, хотя могу ошибаться с конкретной цифрой.

09.04.13г. 14:33 cyclofillydea (DELITED)  

Этот текст - попытка найти минус или что?!
Если европейские англичане настолько суровы, что готовы были гонять Метеоры на полной скорости (а как же он исторические мосты проезжал на полном ходу??!!) по Темзе - то это проблемы отсутствия мозга у самих англичан. И дураку понятно, что Метеор не для прогулочной езды, а магистральное средство быстрой доставки пассажиров на расстояние. Собственно, Метеор никогда и не был прогулочным трамвайчиком :))) Это всё равно, что купить Феррари для скорой помощи и удивляться, что пациентов сдувает с крыши при быстрой езде и они собой пачкают фасады домов...
А по рекам и каналам в городке НИКОГДА быстро перемещаться нельзя. Даже на мотоскутере. Так что лоханулись англицкие перцы, вот что :))

И не говорите, что это минус Метеора..

06.04.13г. 12:27 rengised  

Поправка. Первый абзац. В предложении "Не мы изобрели СПК — суда на подводных крыльях, и именно у нас это средство транспорта..." по смыслу следует читать "... НО именно у нас...".

Спасибо за статью. Прочёл с интересом и грустью.

06.04.13г. 17:20 chaynik  
Оценка: 5

Спасибо автору и редакции за статью! "Буревестник" вообще поразил воображение. Фотографий бы побольше...

06.04.13г. 17:22 Пунтус Виктор Анатольевич  

Непонятно почему при произношении слова "история" относительно КБ Алексеева, не упоминаются такие вещи как "Каспийский монстр", "Орлёнок"

06.04.13г. 22:48 Gashetka  

полностью согласен. +Лунь еще. Кстати орленок сейчас в Музее ВМФ в Тушино. Экскурсии туда не водили когда я был в последний раз, но строили трап к двери на боку корпуса, поэтому возможно он теперь досягаем для зрителей. Впрочем он отлично обсматривается и не попадая в музей. Особенно выгодно это учитывая что экскурсии там воистину уродские, а музейные экспонаты потихому пилят на металлолом без зазрения совести.
Нажмите, чтобы увеличить.

07.04.13г. 14:20 wepp  

+1 это пожалуй самые интересные проекты были.

п.с. лунь и есть "каспийский монстр" его американцы так прозвали.

комментарий удален
07.04.13г. 16:30 wepp  

хм:) даже погуглив, точного ответа не нашел. где-то это написано через дефис, где то в скобках, где то через запятую.
нашел лишь инфу про КМ - корабль макет, лунь и орленок.

комментарий удален
07.04.13г. 16:53 wepp  

гуглил нормально) их было 3, сейчас когда экранопланы готовятся утилизовать их называют каспийскими монстрами. это не название модели.

спор все равно не имеет смысла так что завязываю=)

07.04.13г. 17:10 Gashetka  

nu vot opozdal s otvetom) КМ (Корабль макет. Каспийским монстром его прозвали американцы): единственный экземпляр построен в 1966, затонул в 1980, испытательный, длина 92 метра. Орленок был вторым их было пять осталось три (может меньше), построен первый в 1972, длина 58 метров. Лунь был третьим, построен в 1985м, хотели построить два но начался развал СССР - так он и отался один. Сейчас в остойнике в Каспийске. Его длина 73 метра.
Вот фотоотчет по Луню:
http://igor113....
http://igor113....
http://igor113....
А орленок все мечтают продолжать производить как спасательный воздрузив его на АН225 тот что мрия)
Нажмите, чтобы увеличить.

07.04.13г. 14:23 Фатыр Чурек  

Может быть, об этом будет вторая часть? :)

07.04.13г. 20:30 DedOK  

Хорошо бы...Экранопланы Алексеева - не менее интересная тема.

06.04.13г. 17:48 cyclofillydea (DELITED)  
Оценка: 5

Если так и будет продолжаться, то такие вещи впору в школах изучать... "у нас НЕТ нихеррра иникогНда не было" - вот свист из мозгов нынешней молодёжи за редким исключением...

А какое впечатления производят эти аппараты, пролетая мимо полностью над водой и только на крыльях!!!

07.04.13г. 15:14 Ventro (DELITED)  

Зря ты гонишь на мозги нынешней молодежи. В отличие от нас, старперов, они просто не верят на слово - особенно таким статейкам, как эта (несколько общеизвестных и банальных фактов, байка про вытягивание тросом форштевня и толстый-толстый слой соплей на тему "как все было хорошо").

А хорошо не было. Вся эта история с КБ Алексеева (личность Алексеева и его отношения с собственным коллективом) - как минимум не столь однозначна, как это пытается представить автор - при желании в Интернете найдете навалом материала на эту тему. И это не вписывается в шаблон "бездари и ничтожества заклевали гения" - как минимум (не стоит также забывать, что главный конструктор - это в гораздо большей степени администратор и организатор, нежели "творец") - и именно коллектив конструкторов, на самом деле, реальный "автор".

От статьи на данном сайте можно было бы ожидать более детального рассмотрения именно дизайна СПК (может быть, в сравнении с каким-нибудь американским "стримлайном") - поэтому, честно говоря, немного разочарован.

07.04.13г. 15:44 cyclofillydea (DELITED)  

Знаешь, парадокс состоит в том, что они не верят и на слово и за деньги. Периодически общаемся с кандидатами - апатия такая, что даже суммой зп не расшевелить. То есть зп то они готовы получать и чем больше, тем лучше, а работать с одержимостью, вникая немного глубже и дальше - они не готовы. При чём не готовы осознанно!

07.04.13г. 16:32 Ventro (DELITED)  

Спорить не буду, ибо совсем оффтоп.
Тем более что ты отчасти прав ;)

08.04.13г. 02:58 Capricorn Hare (DELITED)  
Оценка: 5

Сумма - не самый эффективный мотиватор. За суммой идут в строители. В творческие профессии (и в науку) одни идут за интересом, другие - за непыльной работой. В коллективе могут быть те и другие - и он будет работать, если вы первым дадите возможность найти себя, а вторых вместе с собой посадите за рутину и документооборот. Но боже упаси поступить наоборот - требовать инициативы, скажем, от овуляшки, а на толкового сотрудника вдобавок к проекту повесить, скажем, снабжение и сертификацию (хотя бы у него и то, и другое, и третье получалось лучше и быстрее, чем у лентяя).

...И таки да - метеоры рулят!

06.04.13г. 17:52 georgik  

... далеко далеко не вся историяю Очень куцый вариант даже в вопросах касаемых дизайна. А история Алексеева и его КБ отдельной книги заслуживает, только не в угодыу собственному популизму автора, как сейчас зачастую бывает. Хотя из под "завесы секретности" многое или не появится или будет "художественно" так приукрашено, что превратится в "учебник по истории России" лт "американских академиков". Какая же это дурь: секретность от своего народа!

06.04.13г. 22:42 rengised  

Насчёт секретности от своего народа - реальная дурь не поддающаяся пониманию. Помню как (в советские ещё времена) в магазине "Дружба" (книги соцстран) рассматривал книжку по ракетомоделизму, издания ГДР. В ней были и макеты советских баллистических ракет. Подошёл знакомый, который только что из армии вернулся. Я ему картинки (довольно подробные) показываю. А он мне: "Если бы я вот эту ракету нарисовал бы даже менее подробно, то меня бы точно под трибунал отдали. Нас строго на этот счёт предупреждали. И подписку взяли о секретности..." А немецким моделистам можно было воссоздавать "секретную" ракету чуть не до мельчайших подробностей. Кстати, ракету эту на парадах по Красной площади воткрытую возили, незачехлённую.

07.04.13г. 14:08 a_k_a_b  
Оценка: 5

Спасибо автору за очень интересную статью! Прочитал с большим удовольствием!))

07.04.13г. 18:31 Quads  

да, статья супер!

11.04.13г. 12:19 Ярик Смешарик  

Да успел я покататься в 90-е на Ракетах. А потом эти суда у нас на Днепре исчезли. (((

Написать комментарий



Последние обновления раздела

Проект Nicky B Chan — GAC Micro SUV 2027 15.01.2019: Дипломные и курсовые проекты: Проект Nicky B Chan — GAC Micro SUV 2027 Комментариев: 2
Проект Александр Имнадзе Бальдини — Serpente GT 09.01.2019: Проекты: Проект Александр Имнадзе Бальдини — Serpente GT Комментариев: 5
Рейтинг: 13
Volkswagen Flagship 2025. Проект Романа Крутикова 27.12.2018: Проекты: Volkswagen Flagship 2025. Проект Романа Крутикова Комментариев: 2
Рейтинг: 10
Ответы дизайнера: Eduard Fernández, vehicle personalization designer, Ford 26.12.2018: Интервью: Ответы дизайнера: Eduard Fernández, vehicle personalization designer, Ford Комментариев: 39
Рейтинг: 13
Lamborghini VEGA. Проект Григория Бутина 23.12.2018: Проекты: Lamborghini VEGA. Проект Григория Бутина Комментариев: 35
Рейтинг: 21

Последние обновления портфолио

17.01.2019 ee2846

BMW

Комментариев: 1
Рейтинг: 0
16.01.2019 Saddam Rasulov

BlackTEN

Комментариев: 5
Рейтинг: 15
16.01.2019 Vladimir 23

Alfa

15.01.2019 VASEFIL

авто

Комментариев: 1
Рейтинг: 5

Фотогалереи

Последние обновления портфолио

17.01.2019 ee2846

BMW

Комментариев: 1
Рейтинг: 0
16.01.2019 Saddam Rasulov

BlackTEN

Комментариев: 5
Рейтинг: 15
16.01.2019 Vladimir 23

Alfa

15.01.2019 VASEFIL

авто

Комментариев: 1
Рейтинг: 5
14.01.2019 FoxterDi

Audi

Комментариев: 1
Рейтинг: 5

Реклама на сайте