CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Последние комментарии пользователей

Реклама на сайте



Библиотека



История

AddThis Social Bookmark Button

История: Фламинио Бертони — Citroёn (часть 1)

22.08.2010

Фламинио Бертони (Flaminio Bertoni, не путать с Bertone) - один из пионеров французского автомобильного дизайна, родился 10 января 1903 года в итальянском городке Варезе, немного севернее Милана. В 1918 году Фламинио окончил техническую школу Франческо Даверио (Francesco Daverio), после чего стал работать учеником столяра в Carrozzeria Macchi, где приобрел страсть к машинам. Будучи большим поклонником Леонардо Да Винчи и Микеланджело, в 1919 году Бертони начинает создавать скульптуры под руководством профессора Джузеппе Таламони (Giuseppe Talamoni) и посещать семинары скульпторов Людовико Польяги (Lodovico Pogliaghi) и Энрико Бутти (Enrico Butti).

В 1923-м в Италии разразился экономический кризис, и Фламинио уехал во Францию, где сотрудничал с рядом кузовных ателье, в том числе и с France Design Henri Heuliez. С середины 1920-х работал в одной из парижских кузовных мастерских, которая активно сотрудничала с компанией Citroёn, и когда Андре Ситроену потребовалась разработка нового фирменного стиля, он, просматривая свои записи, вспомнил о молодом человеке, чьи работы ему очень запомнились. В апреле 1932 года Андре пригласил Фламинио на Citroёn, и уже с 1934 года Бертони начал разрабатывать серийные модели для знаменитой французской компании, первой из которых стал Citroёn TA («Traction Avant» - передний привод).


Увеличить: 1280x903    2048x1446


В пору глубокого кризиса, поразившего Европу, спрос на легковые машины катастрофически падал, что вынуждало производителей автомобилей резко сокращать объемы выпуска продукции. Для компании Citroёn положение усугублялось огромными долгами, в которые влез хозяин фирмы, чтобы модернизировать модельный ряд. Спасти предприятие от банкротства мог только выпуск машины, которая даже в условиях кризиса пользовалась бы огромным спросом.

Идея такого автомобиля пришла в голову новому конструктору Citroёn Андре Лефебру (Andre Lefebre), прежде работавшему у знаменитого пионера французской авиации Габриеля Вуазена (Gabriel Voisin), а затем в Renault. Когда Лефебр рассказал о своем замысле массовой легковой машины с передним приводом Андре Ситроену, тот сразу понял - это именно то, что ему нужно! Так 37-летний инженер стал руководителем нового проекта.

Увеличить:  1024x734

Увеличить: 1280x905    1280x906


Согласно техническому заданию, разрабатываемая модель должна была иметь 2-дверный кузов, 4-цилиндровый двигатель объемом 1 литр, передний привод, автоматическую коробку передач Sensaud de Lavaud и максимальную скорость 100 км/ч при расходе топлива не более 10 литров на 100 км. Но в процессе проектирования многие параметры были серьезно пересмотрены. Для максимального снижения веса автомобиля Лефебр применил несущую конструкцию кузова, у которого по настоянию Фламинио Бертони стало четыре двери. Литровый мотор, оказавшийся откровенно слабым, увеличился в объеме до 1303 см3, в результате чего его мощность выросла до 32 л.с. Автомобиль получил независимую торсионную подвеску и передний привод.

В августе 1933 года первый прототип начал проходить испытания, во время которых было обнаружено немало дефектов. Особенно беспокоили конструкторов крайне ненадежная работа автоматической коробки передач, в которой постоянно закипало масло, от чего буквально после 5000 километров пробега она полностью выходила из строя, и регулярные поломки шарниров равных угловых скоростей (ШРУС). Но Андре Ситроен, над которым нависла угроза банкротства, и слышать ничего не хотел о постоянно возникающих проблемах, настаивая на том, что производство автомобиля должно начаться не позже апреля 1934 года. Тогда Лефебр тайком от шефа стал разрабатывать альтернативу «автомату» - трехступенчатую механическую коробку передач. Доведя ее конструкцию до совершенства, Лефебр поставил Ситроену ультиматум: либо отказ от ненадежной Sensaud de Lavaud и замена ее на механику, либо продление срока окончания работ. Ситроену пришлось уступить.

Увеличить:  1024x738

Увеличить:  1024x737


18 апреля 1934 года была представлена первая модификация Traction Avant получившая индекс 7A, что соответствовало количеству налоговых сил. Это была настоящая революция в автомобилестроении! Благодаря переднему приводу и низкому центру тяжести, машина обладала потрясающей устойчивостью, прекрасно держала дорогу и великолепно проходила самые крутые повороты. Независимая торсионная подвеска в сочетании с колесной базой длиной 2910 мм обеспечивали «семерке» высокую плавность хода. Благодаря тому, что вся механика была сконцентрирована спереди, в салоне отсутствовал тоннель для карданного вала и автомобиль получился очень просторным и вместительным.

Увеличить: 1280x924    1280x924

Увеличить:  800x568

Увеличить: 1280x926    1280x926

Увеличить: 1280x929    1280x930

Увеличить:  700x469


Пластичный, лишенный боковых подножек кузов работы Бертони, выглядевший довольно необычно на фоне угловатых автомобилей тех лет, поражал современников небольшой высотой (всего 1520 мм) и большой колеей колес. В дизайне Traction Avant Фламинио впервые попытался объединить в единое целое художественное конструирование с технологичностью и утилитарностью.

С 32-сильным двигателем Citroёn ТА выпускался всего два месяца. После начала серийного производства стало ясно, что мотор слабоват даже для автомобиля, имевшего снаряженную массу всего 1025 кг, в результате чего максимальная скорость машины не превышала 95 км/ч. Поэтому в июне того же года появилась модификация 7В с двигателем объемом 1529 см3 и мощностью 35 л.с., а в октябре – 7S, имеющая 46-сильный мотор объемом 1911 см3. Как обычно, все модели предлагались в различных кузовах, среди которых были традиционный седан - Berline, семиместный семейный «универсал» - Familiale, грузопассажирский - Commerciale, а также различные купе и кабриолеты – Coupe de Ville, Cabriolet, Faux Cabriolet, Roadster.

Увеличить: 1280x931    1600x1164

Увеличить: 1280x934    1600x1168

Увеличить:  1024x737

Увеличить:  800x558

Увеличить:  800x569


Одновременно с выпуском 7S в октябре 1934 года посетителям Парижского автосалона была представлена модификация 11CV в исполнениях Normale, Familiale и Limousine.

11CV Normale оборудовался 5-местным кузовом седан с увеличенной по сравнению с «семеркой» на 180 мм базой. Была увеличена и колея колес. 11CV Familiale имел еще более внушительный размер колесной базы - 3275 мм, а кузов получил 6 боковых окон. В 8-местном салоне устанавливались три ряда сидений, средний из которых состоял из трех откидных страпонтенов. В самой дорогой версии Limousine спереди и сзади были раздельные кресла и два страпонтена. Все Citroёn 11CV оснащались 1,9-литровым двигателем мощностью 46 л.с. Тогда же было объявлено, что модификация 7S будет впредь именоваться 11 Legere (легкий).

Помимо этого состоялся дебют единственного в истории фирмы 8-цилиндрового автомобиля - Citroёn 22CV, мотор которого состоял из двух блоков от модели 11CV с общим картером. При рабочем объеме 3822 см3 мощность этого агрегата составляла 100 л.с., а максимальная скорость машины достигала 140 км/ч. Однако серийным 22CV не стал. В декабре 1934 года Андре Ситроен, утратив оборотный капитал и потеряв доверие кредитных компаний, объявил о банкротстве своего предприятия. Правительство Франции обратилось к Michelin, основному кредитору, с предложением взять компанию под свой финансовый контроль. С этого момента Андре Ситроен отошел от дел и уединился в своем доме. Потрясения последних лет сильно сказались на его здоровье и он, тяжело заболев, умер 3 июля 1935 года.

Увеличить:  1024x768

Увеличить: 1280x926    1280x926

Увеличить: 1280x928    1280x929


В течение первого года производства Traction Avant, шла непрерывная борьба с их «детскими болезнями». Конструкторам пришлось исправить около 200 недоработок! К лету 1935 года от многих недостатков удалось избавиться, и для демонстрации надежности автомобилей была проведена необычная акция. 23 июля француз Франсуа Леко (Francois Leko) взял старт рекламного пробега. На Citroёn 11CV он отправился в путешествие по дорогам Франции. За год, двигаясь со средней скоростью 64 км/ч по 19 часов в сутки, он преодолел более 400 тысяч километров без единой серьезной поломки, создав Traction Avant репутацию исключительно выносливого автомобиля. Это не замедлило сказаться на объемах продаж, которые к 1937 году удвоились.

Увеличить: 1280x905    1600x1132

Увеличить: 1280x890    x

Увеличить: 1280x932    1600x1166

Увеличить: 1280x896    1280x896

Увеличить: 1280x852    1600x1066


Инженеры Citroёn постоянно совершенствовали ТА. В декабре 1934 года на «семерку» установили 35-сильный мотор рабочим объемом 1628 см3. В феврале 1939 года мощность двигателя 1,9 литра возросла до 56 л.с. Машины с ним получили в названии добавку Performance. Их максимальная скорость достигала 120 км/ч. Одновременно выпускалась «семерка» Economique, которая благодаря новым карбюратору и впускному коллектору была более экономичной.

Летом 1938 года увидели свет «жемчужины» линии Traction Avant - начался выпуск 6-цилиндровых моделей 15CV и В15 Six. Новый силовой агрегат, максимально унифицированный с «четверкой», объемом 2867 см3 развивал мощность 77 л.с. Трансмиссия, ходовая часть и кузов практически без изменений перешли сюда с «одиннадцатой» в исполнении Normale. Внешне 6-цилиндровая машина отличалась от собратьев надписью 15 Six на решетке радиатора и удлиненным капотом с боковыми вентиляционными решетками вместо лючков. Весной 1939 года появились модификации 15CV Familiale и 15CV Limousine с колесной базой длиной 3275 мм и шестью боковыми окнами. Новый мощный Citroen был с восторгом встречен публикой. За рулем этих автомобилей сидели благопристойные буржуа и грабители банков, знаменитый персонаж книг комиссар Мегрэ (commissaire Maigret) и агенты гестапо.

Увеличить:  768x1024

Увеличить: 1280x848    1600x1061


Вторая мировая война прервала производство Traction Avant. Лишь осенью 1945 года на набережной Жавель возобновился выпуск ставшего уже легендой автомобиля.

Летом 1952 года прошел, пожалуй, самый значительный рестайлинг Citroёn TA. Сзади появился выступающий багажник, емкость которого увеличилась в полтора раза, а на версии Commerciaie, руководствуясь опытом разработки Citroёn 2CV, в задней части была установлена полноразмерная пятая дверь поднимающаяся вверх. Таким образом, этот автомобиль стал одним из прототипов современных хэтчбеков.

Увеличить: 1280x926    1399x1013

Увеличить: 1280x963    2592x1952

Увеличить: 1280x827    2085x1348

Увеличить: 1280x768    2046x1228

Увеличить: 1280x768    1598x959

Увеличить: 1280x960    1280x960


Еще через год мощность 4-цилиндрового двигателя возросла до 59 л.с, а 6-цилиндрового до 80 л.с. В апреле 1954 года началось производство последней модификации - Citroёn 15Н, получившей заднюю гидропневматическую подвеску, предназначавшуюся для готовящегося к выпуску семейства DS/ID. Тогда же на 6-цилиндровые автомобили за дополнительную плату стали монтировать первые в мире радиальные покрышки Michelin. В июле 1955 года производство 15Н прекратилось, и компания стала готовиться к выпуску преемника - Citroёn DS. 4-цилиндровые Citroёn 11CV строились еще два года, до начала производства Citroёn ID. 18 июля 1957 года из ворот парижского завода фирмы вышел последний четырехцилиндровый автомобиль семейства ТА.

Оставаясь в производстве более 23 лет, в течение которых было выпущено более 700 000 экземпляров, Traction Avant для целого поколения стал настоящим символом Франции!

Увеличить:  800x533


В 1936 году успешный тандем Андре Лефебра и Фламинио Бертони продолжил работу. Новый проект, первые наметки которого были сделаны еще при жизни Андре Ситроена, получил название TPV (Toute Petite Voiture - маленький автомобиль). Теперь же у руля компании находился ставленник новых хозяев фирмы - Пьер Буланже (Pierre Boulanger), который поставил перед конструкторами непростую задачу: "Сделайте экономичный автомобиль для французского крестьянина, способный перевезти его самого, еще одного человека, несколько мешков и в котором он мог бы ездить не только с поля на рынок, но и в церковь. Поэтому он должен иметь возможность ехать в шляпе".

Увеличить:  1024x711

Увеличить:  1024x713

Увеличить:  1024x706

Увеличить: 1280x911    2048x1458


Первые прототипы, появившиеся в 1938 году, стали воплощением этого указания. Простой кузов на трубчатом каркасе, с характерной рифленой панелью капота и одной фарой, складной брезентовый верх, двери на наружных петлях – Бертони в очередной раз удачно совместил оригинальность и утилитарность. Необычно для того времени была решена конструкция багажника, совмещенного с пассажирским салоном, что значительно повышало грузовместимость автомобиля. Так родился один из первых хэтчбеков.

Не менее оригинальным было и шасси. Передний привод, торсионная подвеска, каждое колесо было подвешено на одном-единственном продольном рычаге, горизонтальные пружины передней и задней подвесок упирались в общий резиновый буфер, в результате чего одна пружина разгружала другую. Такая конструкция определила невероятно большой ход подвески. Гидравлические тормоза установили только на передние колеса, на задних обошлись механическими с ручным приводом. В движение автомобильчик приводился оппозитным 2-цилиндровым мотоциклетным двигателем BMW водяного охлаждения, мощностью 9 л.с. При длине 3,9 метра машина весила всего 570 кг.

Увеличить:  839x595

Увеличить:  791x417

Увеличить:  1024x706

Увеличить:  800x546


Премьера Citroёn 2CV («deux chevaux» - 2 л.с., налоговая мощность) должна была состояться на Парижском автосалоне 1939 года, компания даже успела выпустить пилотную серию в 250 машин, но разразившаяся война спутала все планы. Франция была оккупирована и Пьер Буланже приказал уничтожить все экземпляры 2CV. Тем не менее, 2 автомобиля удалось сохранить – один спрятали в сарае в стоге сена, а другой был замаскирован под развозной рабочий пикап на территории завода компании Michelin. В глубокой тайне Андре Лефебр продолжал тестирование новой модели даже во время войны. За это время были выявлены все слабые стороны конструкции. Автомобиль получил гидравлические тормоза на всех колёсах, иные стеклоочистители и колёсные диски. Система водяного охлаждения двигателя была заменена на более простую воздушную, неоднократной переработке подверглась подвеска. Не даром Буланже поставил перед инженерами жесткое условие: «Если в машину поставить корзинку с яйцами и проехать по вспаханному полю, ни одно яйцо не должно разбиться».

Увеличить: 1280x897    1280x897

Увеличить: 1280x913    2048x1461

Увеличить: 1280x893    1280x893

Увеличить: 1280x911    2048x1458

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x960    1600x1200


Мировая премьера 2CV состоялась 6 октября 1948 года на автосалоне в Париже, вызвав бурную и неоднозначную реакцию специалистов и публики. В прессе новинку тут же окрестили «гадким утенком», и вообще машина стала рекордсменом по числу обидных прозвищ: «хромой утенок», «застекленное кресло-качалка», «четыре колеса под зонтиком», «самый некрасивый автомобиль в мире». И действительно, нельзя не согласиться, что облик новой модели Citroёn вызывал довольно смешанные чувства. Но как ни странно именно эта оригинальная, неординарная внешность вместе с отличными эксплуатационными характеристиками и низкой ценой сделали 2CV настоящим «народным автомобилем».

Увеличить:  1025x678

Увеличить:  1024x682

Увеличить:  1023x676

Увеличить:  1025x695

Увеличить:  1024x669

Увеличить:  1024x753

Увеличить:  1024x823

Увеличить:  1024x814

Увеличить:  1024x712


Под капотом у «гадкого утенка», оборудованного механической 4-ступенчатой коробкой передач, стоял двухцилиндровый мотор с воздушным охлаждением объемом 375 см3 и мощность 9 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла 65 км/ч, а расход топлива всего 4,5 литра на 100 километров.

В первый же год после начала выпуска, дилеры Citroёn получили заказы на 6 лет вперед! Это был по истине грандиозный успех. Главное достоинство 2CV - гениальная простота. Все агрегаты состояли из минимума деталей, а уязвимых и быстроизнашивающихся узлов попросту не было. Лучше других машину охарактеризовал директор ситроеновского рекламного бюро Жак Вольгензингер: «Индивидуальность 2CV заключается в отсутствии у него всего - мощности, скорости, роскоши и агрессивности».

Увеличить: 1280x913    2048x1461

Увеличить: 1280x902    1280x903

Увеличить:  1024x719

Увеличить: 1280x908    1600x1136

Увеличить: 1280x927    1600x1160

Увеличить:  1024x712


За долгие годы выпуска автомобиль неоднократно модернизировался. На «люксовых» версиях 2CV Club и Charlston появились молдинги, хромированные «клыки» на бампере, колесные колпаки, регулируемые кресла с подушкой из губчатой резины взамен тканевых. К 70-м годам в угоду требованиям к обзорности в задней части кузова появились боковые стекла, круглые фары уступили место прямоугольным, по-другому стали открываться двери. Но в целом автомобиль оставался все тем же старым-добрым «двухлошадным» утенком. В марте 1958 года была выпущена полноприводная версия 2CV Sahara. Она отличалась оригинальной конструкцией, а запасное колесо крепилось на капоте. Автомобиль оснащался двумя двигателями общей мощностью 24 л.с. Sahara выпускался до конца 1960 года, всего было произведено 694 экземпляра.

Увеличить: 1280x904    1280x904

Увеличить: 1280x908    1600x1136

Увеличить: 1280x907    1600x1134

Увеличить: 1280x913    2048x1461

Увеличить: 1280x898    2048x1437

Увеличить:  1024x702

Увеличить: 1280x905    2048x1449

Увеличить: 1280x918    2048x1470

Увеличить: 1280x913    2048x1461


Линейка двигателей обновлялась несколько раз. В 1954 году покупателям предложили мотор объемом 423 см3 мощностью 13 л.с., в 1963 году – 18-сильный двигатель объемом 425 см3, а в 1969-м появилось сразу два усовершенствованных двигателя: 24-сильный объемом 435 см3, а также 33-сильный объемом 602 см3, с которым «Де шво» мог развивать 105 км/ч. В 1979 году 2CV получил новый, более экономичный 602-кубовый мотор мощностью 29 л.с., благодаря которому он мог разгоняться до 106 км/ч.

Citroen 2CV оставался на конвейере до 1990 года и был выпущен тиражом 3 872 583 штук. Это был самый популярный французский автомобиль, ставший неизменным героем кинокомедий и своеобразным символом Франции наравне с Эйфелевой башней.

Увеличить: 1280x848    2256x1496

Увеличить: 1280x896    1280x896

Увеличить:  1024x734

Увеличить:  689x1024

Увеличить: 1280x1269    3200x3173

Увеличить: 1280x896    1600x1120

Продолжение следует...

текст: Виктор Храповицкий, фото: Citroёn

Тeги статьи: История, Фламинио Бертони, Flaminio Bertoni, Citroen, Андре Ситроен, Traction Avant (1934), Андре Лефебр, Andre Lefebre, 2CV (1948)

Также по теме:

Статьи:


Фотогалереи:

Citroen / Traction Avant (1934)
Citroen / 2CV (1948)
Citroen C7, Jun Seo
Citroen new logo, новая эмблема Citroen
Citroen DS: Different Spirit
   

Видео:

Проект Citroen C7 от Jun Seo
Citroen C4 Picasso
рекламный ролик Citroen Elysee (Китай)
Citroen C5 New
Citroen C-Cactus

23.08.10г. 02:53 vantozzz  

Спасибо за статью!!!

2CV я сам себе ставлю в один ряд со своими любимыми Т1 и MINI Morris

А gngster сar!!!если только представить, сколько легенд было у Ситроен!!!Сейчас наверное C6 сравнится по экстравагантности с прошлыми моделями

23.08.10г. 10:32 Сумин Антон  
Оценка: 5

5+! Спасибо за статью! Фотографии этих автомобилей, особенно "Де Шво", один из лучших способов поднять себе настроение утром в понедельник! ))) Раскидал ссылки друзьям. :-)

23.08.10г. 10:36 Qvaka  

Citroen pohodu idej nakidal na 100 let vperiod

23.08.10г. 12:38 swine3000  
Оценка: 5

7А и модификации были исключительно популярны у грабителей всей Европы - за ними в городе никто не мог угнаться на обычных полицейских машинах.
2CV - сразу вспоминается фильм Луи Дефюнеса о жандармах и феерический заезд монашки с разборкой машины на ходу ))))

23.08.10г. 13:00 2210  
Оценка: 5

было очень интересно почитать!!! спасибо

23.08.10г. 13:24 rykov  

Виктор, ты просто всероссийский светоч автомобильной истории)

23.08.10г. 20:49 bondusus  

Это правда! хотя надо отдать должное и иным светочам - их в нашей стране больше одного! ;))

23.08.10г. 14:45 llama  

автору статьи - у этих историчесикх статей всегда очень мало отзывов, но я думаю очень многие это читают с огромным интересом - и потом просто слов нет))). спасибо большое.

23.08.10г. 15:31 h.z.  

фото действительно кайф! и за статью - спасибо, хотя и не прочитал еще. Фламинио Бертоне, кстати, сделал еще "легендарную богину" Citroen DS

23.08.10г. 20:57 bondusus  

Про "Богиню" читайте в следующем номере!!!

23.08.10г. 21:22 llama  

о-ее

23.08.10г. 20:45 mokakoka  
Оценка: 5

версии TPV интересные

23.08.10г. 22:40 Гулик Олег  

я уже думал, что не будет ничего нового) ждал несколько четвергов, но порадовал понедельник.
спасибо

24.08.10г. 00:25 -Gatve-  
Оценка: 5

Супер тазики+5

03.09.10г. 01:55 Argus  
Оценка: 5

Спасиб, подборка очень хорошая, а про DS, уже писали или нет, я может пропустил?

03.09.10г. 23:47 BBTH  

Про ДС еще не было, но будет очень скоро!

03.09.10г. 23:53 Argus  

спасибо...

Написать комментарий



Последние обновления раздела

Проект Semi Autonomous Mobility 2025. Interior part 09.06.2018: Проекты: Проект Semi Autonomous Mobility 2025. Interior part Комментариев: 1
Проект Eli Eljesah Shala — Mercedes–Benz 24h Concept 08.06.2018: Проекты: Проект Eli Eljesah Shala — Mercedes–Benz 24h Concept Комментариев: 5
Рейтинг: 4
Эскизы Владимира Ярцева начала 1980-х годов 25.05.2018: История: Эскизы Владимира Ярцева начала 1980-х годов Комментариев: 16
Рейтинг: 30
O4. Interior for autonomous courtesy car. Проект Романа Зенина 24.05.2018: Проекты: O4. Interior for autonomous courtesy car. Проект Романа Зенина Комментариев: 13
Рейтинг: 30
Видео: история НАМИ-013 17.05.2018: История: Видео: история НАМИ-013 Комментариев: 15
Рейтинг: 12

Последние обновления портфолио

20.06.2018 PopovIvan

5th round of Sketch Fighter 2018

20.06.2018 Tsiourea Glorin

Vision UNIMOG

Комментариев: 2
Рейтинг: 5
20.06.2018 Tsiourea Glorin

Mini : : : EV

20.06.2018 Avakov Ilya

CATERHAM концепт на холсте.

Комментариев: 2
Рейтинг: 10

Фотогалереи

Последние обновления портфолио

20.06.2018 PopovIvan

5th round of Sketch Fighter 2018

20.06.2018 Tsiourea Glorin

Vision UNIMOG

Комментариев: 2
Рейтинг: 5
20.06.2018 Avakov Ilya

CATERHAM концепт на холсте.

Комментариев: 2
Рейтинг: 10
20.06.2018 Зубов Алеkсей

《ГАЗель Delivery》

Комментариев: 1
Рейтинг: 0
19.06.2018 Rod_Araujo

2nd Round Sketch Fighter SPD - 2018

Реклама на сайте