CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Последние комментарии пользователей

  • Krasnov IgorLola car
    +5
  • аntonioСССР_KODO
    Каблук отпадный - вот чего не хватает в наше время)
  • andrey2000Citroen C3 Picasso
    как проект - так себе... А приспособление на крыше ( или крыша ) может воплотиться в отличную идею. Крупные колеса делают авто похожим на пластмассовую детскую машинку. А мне нравятся все ваши другие рисунки.
  • DustinLola car
    На машине Lola, прочитал как Cola ;-)
  • CapricornЛенивая техника эскизирования
    Я думал, моделеру они должны были сказать "покажите сетку", а потом, если портфолио приемлемо, дать тестовое задание: например, вырезать дверь и сделать безупречные фаски - причём вырезать по-настоящему, с нахлёстом, с выштамповкой для уплотнения и т.д. А "причёсывайте" - это к Тут что с я ...

Реклама на сайте

1

Все статьи

AddThis Social Bookmark Button

Интервью с Александром Захаровым

28.02.2003

Думаю, многие помнят знаменитые иллюстрации «Исторической серии» журнала «За рулем», выполненные художником Александром Захаровым. На этих работах выросло целое поколение современных российских дизайнеров. Сегодня мы публикуем интервью с настоящим профессионалом, мастером своего дела, который через многие годы пронес любовь к технике и автомобильной истории. Человеком, разносторонним и крайне интересным.

Александр Николаевич, как Вы стали художником исторической серии в журнале «За рулем»?
Попал я в журнал совершенно случайно. Был такой великолепный художник и дизайнер Эдуард Молчанов, он рисовал в «Моделисте конструкторе», в «Технике молодежи» и вот он внезапно, молодым достаточно человеком умер…
Молчанов был настоящим волшебником! Любую самоделку, уродскую, посмотреть на фотографии, просто ужас! Слезы! Показывать никому нельзя! И вот эту «ерунду» он превращал в шедевр! Это публиковалось в журнале «Моделист конструктор», в рубрике «Это Вы можете», а так же он рисовал автомобили, совершенно роскошные, для «Исторических серий»! Вот от него то я и получил эстафету. Мечтал я быть у него учеником, но когда я вернулся из армии он умер, и мне предложили рисовать для рубрики «Авиа музей» в «Технике молодежи». А потом появился «За рулем» с автомобилями.
Я закончил в МАДИ такую специальность как «Автомобильный спорт», и учился я у Льва Михайловича Шугурова. Он преподавал конструкцию гоночных автомобилей.
Увидев, что я рисую самолеты, Шугуров предложил порисовать автомобили в журнале «За рулем». Первый год мы делали автомобильчики с «пейзажиками», то есть они в какой, то среде обитали. Это было не очень неудачное решение. Я долго беседовал с редакцией, и в итоге мне удалось убедить просто изображать автомобили на чистом фоне. Чтобы каждый зритель мог додумывать свой фон к этому рисунку. Чтобы была некоторая недосказанность, но чтобы сам автомобиль был фотографически точен.

Автомобили, нарисованные Вами безупречно построены и тщательно детализированы. Расскажите, пожалуйста, как Вы работали над своими рисунками? Какими историческими документами пользовались?
Очень хорошо и приятно было работать, когда были хорошие фотографии, когда их было много и машину было видно с разных сторон. Но были такие автомобили, когда о них не было никакой визуальной информации, просто никаких фотографий! Тогда приходилось делать картинки по воспоминаниям, кто то, что то, где то, когда то видел, то есть, приходилось, что то домысливать.… С автобусами было больше всего проблем, их было очень мало, они редко публиковались.

Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, о технике исполнения Ваших рисунков? Какими красками Вы пользовались?
Перепробовал я много всего. Но остановился на «псевдо темпере», ее база-это белила, титановые, а вот цвет, это акварель «Ленинград». Я считаю, что это одна из лучших красок в мире до сих пор! Гамма оттенков очень хороша, нет там не «провалов» ни «криков»!
Мне был доступен и «Tallens» голландский и «Windsor» английский, но лучше «Ленинграда» ничего нет!

Скажите, пожалуйста, над какими моделями было сложнее работать чисто технологически, в исполнительском плане?
Технологически они все были для меня достаточно сложными, потому, что я очень мало пользовался аэрографом. Мне гораздо интереснее было работать кисточкой. Это главное. Это самое большое удовольствие! И все время уходило на это. Все то, что можно было сделать аэрографом, это облегчение большое, но я считаю, что аэрограф не живой, а когда кисточкой рисуешь, это совсем другое дело, это удовольствие! Лессировка, это нечто! То от чего сам получаешь наслаждение!

За время работы в журнале Вы рисовали автомобили разных эпох. Скажите, какое десятилетие истории автомобиля Вам наиболее близко? И почему?
Это, безусловно, «классики». Тридцатые годы! Изумительные произведения искусства! И серийные модели и заказные. Но мне, более близки модели зари автомобилизации, первое десятилетие 20-го века. Мне эти автомобили нравятся больше всего, потому что, это «инженерия», тут еще мало искусства и много поиска технологического. Вот эти машины мне нравятся даже больше «классиков»!

Александр Николаевич, На Ваш взгляд были ли в нашей стране автомобили «классики»?
Таких самобытных автомобилей всего два, это «Победа» и «Нива».
«Победа», совершенно уникальная машина! Как она здесь родилась совершенно не понятно?! Наверное, сказалось то напряжение, которое было в стране в то время. То есть пан или пропал! И когда появлялось самое лучшее, тогда появилась «Победа».
А появление «Нивы», вероятно дружба с итальянцами. Это тоже взрыв эмоций, который привел к появлению автомобиля, который нужен для этой страны. «Нива», машина очень своеобразная, просто мы к ней привыкли. На самом то деле это маленький шедевр автомобильного дизайна! В ней есть очень много интересных находок. И тогда, это ошеломляло, когда она только появилась!

В конце 80-х годов автомобиль «Экстремист», произвел фурор на Московском международном автосалоне. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось? Все началось с интересной идеи построить маленький, спортивный автомобильчик. То есть реализовать мой дипломный проект. В МАДИ я сделал на диплом автомобиль А-4(группа такая). По этим техническим требованиям можно было делать все что угодно. Практически от прототипа, автомобиля который берется за основу, ничего не оставалось. Вот, например, у меня использовалась балка переднего моста от автомобиля Москвич-412. Это было спортивное двухместное купе, очень маленьких габаритов, длиной 3060мм. Построить мне ее тогда, в 73-м году не удалось, я «загремел» в вооруженные силы. Хотя кафедра автомобилей МАДИ мне предлагала, реализовать этот проект, поступив в аспирантуру, но я ушел в армию на год.
А когда в восьмидесятые началась перестройка, начали появляться новые экономические отношения, тут вдруг с разных сторон поступили предложения о строительстве автомобиля.
Тогда СССР, пытался войти в Формулу-1. В страну приезжали иностранцы, которые предлагали провести «Гран-При» России. Я участвовал в этом проекте в качестве эксперта.
Мы тогда сделали программу, на каких условиях СССР мог войти в Формулу-1, чтобы у нас не просто был автодром, на котором просто погоняются и уедут, а нам ничего не останется… Нужно было построить комплекс, подготовить гонщиков, создать свою команду.
Мы стали размещать заказы на автомобиль через «оборонку», которая стала доступна. Но оказалось, что быстро и качественно «она» делать не может. То есть что, то может все таки делать, но медленно.
По этой причине все очень затянулось и мы пришли к выводу, что русскою Формулу –1 в СССР пока сделать не удастся. Это было в конце 80-х…
Тогда возникла идея на этой основе сделать машину для того, чтобы отработать технологии Формулы-1. Так мы общались с огромным количеством предприятий, в результате этого общения появился проект «Экстремист». Он должен был сконцентрировать в себе все самое лучшее! Автомобиль, должен был ездить через год. Год как металлическая конструкция с кузовом. Еще год-это, углепластиковый кузов, третий год-это обкатанная и испытанная машина, которая участвует в соревнованиях.
Параллельно бы шел процесс модернизации электронных устройств, изготавливаемых оборонных предприятиях.
Предполагалось, что эта машина через 10 лет смогла бы везти человека, к примеру, из Москвы в Петербург, в автоматическом режиме в реальном дорожном потоке. Сенсоры автомобиля позволяли бы управлять автомобилем без помощи водителя.
Так называемая «пластилиновая рука».
Сканирующий луч, ощупывает дорогу, макрорельеф и микрорельеф, и позволяет управлять активной подвеской.
С другой стороны гоночный вариант этой машины, проехав один круг по трассе, мог бы повторить следующий круг, сделав рекорд скорости в данных атмосферных, погодных условиях.
Но масса всяких событий и происшествий не позволила реализовать этот проект. Произошел пожар, в котором сгорели все прототипы. А некоторые ведущие специалисты фирмы, уехали за границу…

Александр Николаевич, скажите, пожалуйста, приходилось ли Вам быть конструктором в этом проекте? Или Вы были идеологом и занимались только эстетической частью?
Дизайн, на мой взгляд, это не только эстетика. Дизайн-это компоновка прежде всего! Да и что понимать под конструированием?
Как конструктор я компоновал эту машину, из тех элементов, которые были тогда доступны. Плюс ко всему аэродинамическая компоновка, которая тоже немаловажную роль играет в автомобиле. Особенно в таком скоростном, который далеко за «триста» должен был ездить.
Ну и конечно внешняя форма, которая всегда подчинена аэродинамике, но ее всегда можно сделать по-разному! Например, самые близкие истребители всегда отличаются, например «Мессершмитт» и «Спитфайр» не спутаешь!
Поэтому граница между «инженерией» и дизайном часто размыта. Дизайнер, часто, заползает в «инженерию» и наоборот!

Александр Николаевич, я заметил, что последнее десятилетие Ваша деятельность сместилась в сторону спорта?
Нет, нет, я всю жизнь в спорте!
Например, параллельно с «десятилеткой» я выполнил норму кандидата в мастера спорта по картингу , закончил 1-ю московскую художественную школу, то есть в моей жизни это всегда идет параллельно, в большей или меньшей степени.
Я ехал поступать в «Строгановку» и зашел со своими друзьями в МАДИ, они подавали документы в приемную комиссию. Пока они сдавали документы я внедрился в институтскую гоночную команду и в течении трех суток готовил машину для поездки на очередной этап соревнований.
Меня заметили, и тут же приняли в институт! Я сдавал экзамены легко и непринужденно, так как уже был участником этой команды!
До «Строгановки» я так и не доехал. Хотя это то же самое направление, и еще одна остановка на метро!
Меня всегда интересовала конструкция автомобиля и опыт, который я получил, работая в гоночной команде, очень пригодился в дальнейшей работе.
Но ближе к окончанию института понял, что я что то упускаю. У меня появилась необходимость сконцентрировать усилия на художественно-дизайнерской специализации…

Чем Вы занимались после окончания МАДИ?
После окончания института меня пригласили в бюро технического моделирования.
В то время у нас в стране «озаботились» тем, что на западе появились всевозможные радиоуправляемые игрушки, а у нас кроме матрешек и кукол ничего не было! В связи с этим в НИИ игрушки было создано специальное КБ, в котором мы проектировали в течении, лет, трех или пяти, катера, самолеты, модели-копии.
Там я развивал навыки работы кистью. Затем была работа для журналов «Техника молодежи» и «За рулем».
Позже, от журналов я ушел совсем в другую сторону. К плакатам! Мы, например делали плакаты к олимпиаде 80-го года. Это что то графическое, художественное оформление совсем далекое от автомобилей!
Я работал для издательства «Внешторгиздат», издательства «Плакат». Делали серьезные вещи очень качественные!
Еще я разрабатывал товарные знаки и логотипы.
Эта смена рода деятельности очень полезна, так как у меня появилась возможность общаться с настоящими мэтрами! Честно говоря, я никогда не думал, что когда ни будь буду встречаться с этими людьми!
Например, академик Розенблюмм. Мне не понятно вообще как такой человек мог родиться в нашей стране. Его понятие о дизайне очень многогранно. Это так сказать «тотальный дизайн»! То есть если все думают, как сделать выключатель? Как красиво? Какой формы? Так вот лучший дизайн, по его мнению, это то, -«если Вы входите в комнату, и Вам хочется, чтобы зажегся свет, то он должен зажечься. А если не хочется он не зажигается!» Вот что такое дизайн в его представлении! [page]

\r\n

Александр Николаевич, Вы можете вкратце, если это не сложно, проанализировать формообразование автомобильных кузовов, начиная со второго десятилетия 20 века и до наших дней?
Думаю, прежде чем ответить на Ваш вопрос потребуется небольшое отступление.

Основное отличие автомобиля от всех других, состоит в том, что, автомобилем Вы управляете сами и сами решаете, куда Вам ехать! Легковой автомобиль постепенно стал неотъемлемой частью жизни человека, своеобразным социально активным элементом. Самолет или поезд не смог стать человеку таким другом как автомобиль! Самолет— это, в сущности, тот же автобус. Вы сели в него и Вас везут.
Следующим важнейшим изобретением человека, я считаю мобильный телефон. Это открытие новых возможностей свободы человека! И думаю, что для этого переворота, который у нас произошел, больше сделали не диссиденты. Потому, что то, что говорили диссиденты, доходило до одного процента населения. А переворот произошел со всеми. Самую большую пользу для этого оказали большевики, которые построили завод в Тольятти, и дали каждому советскому человеку по автомобилю! Предоставив ему полную свободу ездить, перевозить, путешествовать! Вот это, на мой взгляд, осознание и понимание свободы.
На мой взгляд, форма автомобиля зависит вовсе не от того, как сделать полезно, практично и правильно. Вовсе ни это! Потому что это только малая часть того, что необходимо. Он должен еще и понравиться! Здесь очень важен фактор моды.

Так вот, в конце 19-го начале 20-го века на форму кузова оказывали кареты. Для строительства автомобильных кузовов применялась та же технология, что и при изготовлении карет. Тот изыск, который был доступен кузовщикам тогда, они перенесли на автомобиль. Ничего другого они не придумали, а придумывали инженеры. Двигатели, механику, а кузова практически не менялись. В 20-е годы начала появляться, чисто автомобильная стилистика. Стали экономить на массовом производстве, и какие то технологические решения выходили на первый план, хотя в то же время были сумасшедшей дороговизны кузова, чрезвычайно архаичные, но роскошные. Те самые «классики».
Я считаю, что на формообразование кузовов автомобилей, особенно повлиял один человек. Зовут его, Фердинанд Порше. Его конструкции всегда очень выделялись среди остальных.
Порше, это ведь не только «Фольксваген». Например, он сконструировал автомобиль-сигару, с центральным расположением двигателя, с коробкой передач в заднем мосту. Эта концепция перешла с ним же в «Auto-Union», гоночный. И потом в конце 50-х, начале60-х эта компоновка пришла в Формулу-1 и используется там до сих пор, потому, что это идеальное решение. Эта компоновка «тащила» за собой и кузов, хотя это не так заметно, но тем ни менее. Это то, что касается спортивных автомобилей.
Вот, например американские автомобили пятидесятых годов. Все что у них было это крылья, лампы, реактивные «дюзы» в качестве стоп-сигналов. Человек не видевший самолет никогда этого не узнает! В то время мы очень мало видели авиации. И для нас это было потрясение. Вот это автомобиль! Вот это да! Какая красота!
Американские самолеты были совершенно не такие как наши, и мы своих самолетов в этих машинах не узнавали. Мы видели, что то космическое, запредельное, ракеты какие ни будь. А они совершенно конкретные модели самолетов могли увидеть в этих машинах!

Ну а в 70-е 80-е?
70-е и 80-е, это техническая реализация прототипов 60-х годов только на новом технологическом уровне. То есть, что нельзя было делать в массовом порядке в 60-е, оказалось, возможно в 70-е и 80-е.
А теперь в 90-х появилась такая гибкость производства, позволяющая сделать все, что угодно! Но классический автомобиль по своей, компоновке вернулся к началу прошлого века.
«Король» наших дорог, скомпонован как лимузин начала прошлого века! Все эти «Черокки», «Круизеры», высокие, на больших колесах, очень просторные.
Сто лет эволюции вернулось в ту же точку, к идеальному расположению человека в машине!

Александр Николаевич, скажите, пожалуйста, какой автомобиль произвел на Вас самое большое впечатление? Иначе говоря, Ваш автомобиль откровение?
Конечно, есть несколько любимых автомобилей.
Наверное, первый автомобиль, который меня ошеломил, назывался «Bertone Miura», это был очень необычный автомобиль, совершенно выбивавшийся из привычных образов. Следующим был «Ford Mustang». Он сам по себе красив, но гораздо красивее была идея, придать обычному семейному автомобилю, стиль спортивной машины.
Дело в том, что в Америке в то время было очень много «семейных» молодых людей которым была нужна спортивная машина. Тут была дилемма, либо спортивный автомобиль, либо машина для трех, четырех человек….
И вот «Mustang» решал эту проблему! Это была пятиместная машина!
Реплика, которая вышла сейчас, она очень на него похожа, но это двухместная, спортивная машина. А классический «Mustang», это большой автомобиль, который выглядел как спортивное купе.
Такое же решение, только выполненное по другому, использовали дизайнеры фирмы «Alfa Romeo» при проектировании 156— ой модели, у которой ручка задней двери замаскирована, так что автомобиль выглядит более спортивно и очень напоминает купе. Машина очень красивая, хищная и очень элегантная!

Александр Николаевич, последнее время Вы занимаетесь проектом Формула Русь, расскажите, пожалуйста, об этом подробнее?
Проект прекрасный!
А самое главное то, что он комплексный. Его можно сравнить с боевым истребителем.
Для нас это просто самолет и все, мы ведь никогда не задумываемся о том, что это целый боевой комплекс!
Самолет нужно заправить, обслужить, оснастить оружием, с ним должны поддерживать связь, его должны наводить на цель. Это большое количество людей и техники, а на острие этого копья находиться этот самый истребитель…
По этому же принципу мы задумали «Проект Русь». Он делался ни как просто красивый автомобиль, а как целый класс автомобилей, тот класс, которого не хватало в нашем автоспорте.
Не секрет, что наш спорт загибается, потому, что вся его организация архаична, она досталась нам от ДОСААФ, когда было государственное финансирование, маленькое, потому что автомобильный спорт в СССР, был не нужен.
Вот на мотоциклистов надеть противогазы! Вот это отлично! Для войны это правильно, а в мирное время автомобильные гонки это дико! Так видимо считали наши руководители…
Сейчас есть некоторое количество соревнований, но, на мой взгляд, движения вперед нет, неоткуда взяться средствам, которые бы позволили развиваться автоспорту.
Ведь сейчас, каждый человек, который покупает автомобиль, чтобы соревноваться, хочет победить. А как победить если сам рулить не умеешь? Значит, ставим помощнее мотор, «нахимичить», что то чтобы быть лучше других! Это же тоже убивает автомобильный спорт! Значит если у человека много денег, он себе может что то сделать, сам ни бе ни ме, ездить не умеет, а выигрывает! Скажите, а какой интерес всем остальным? Нет интереса! Интерес падает!
Вот мы то и предлагаем демократичный класс спортивных автомобилей, класс «Русь»! Это абсолютно одинаковые машины. Их не продают! На них дают проехать гонку. Все автомобили абсолютно одинаково готовят к соревнованиям. Все гонщики находятся в одинаковых условиях, и тут начинается состязательность настоящая!
Мы решили, что машина должна быть красивой, узнаваемой, как настоящий гоночный автомобиль. В нашей стране как гоночный автомобиль знают Формулу-1. Никаких других автомобилей мы не знаем, поэтому наша машина должна быть похожа на Формулу-1. В то же время, она должна быть проста, технологична, и достаточно дешева. Так же имеет большое значение техническое обслуживание гоночного автомобиля!
Это целый комплекс. То, что мы закладывали в этот проект, все это реализовано! Машина очень сбалансирована. У нее очень хороший мотор, это Альфа Ромео он абсолютно не форсирован, такой же как на обычном автомобиле. Он легкий и достаточной мощности. Я очень благодарен фирме «АККС» и ее руководителю Юрию Киму, за то что он взялся за осуществление этого проекта!
Тут не просто надо поверить, тут просто нужно быть уверенным, чтобы вкладываться! Вот этапы этого пути, идея 99-й год.
В 2000-м за три месяца был построен первый прототип, который выкатили на выставку, с жигулевским мотором. Весь этот год машина ездила в чемпионате страны, в классе «формула 1600». Ее настраивали, налаживали, мучали, для того чтобы набрать статистику, как она себя ведет, что с ней происходит, в условиях реальной гонки. В 2001году два раза выезжали на гонки для того чтобы подготовить механиков, впрыснуть адреналин в кровь, чтобы они тоже почувствовали динамику гонки. Мы построили шесть прототипов, в каждом из них были внутренние модификации. Их все изломали, но в конечном итоге мы получили тот вариант, который удовлетворял и производство и эксплуатацию, вот его то и запустили в серийное производство.
О надежности конструкции говорит тот факт, что прототип 2001-го года проехал 800 километров без единого отказа! За зиму заложили серию из 20 машин, к гонке было готово 8. Всего было построено, 2 выставочные, и 18 боевых, и все они участвовали в гонках.
Уникальный факт в современной России гоночные автомобили серийно никогда не строили, В советские времена этим занимались только в Эстонии.
В 2002-ом году, в чемпионате, состоящем из 12-ти гонок приняли участие 49 спортсменов из России, Македонии и Великобритании.

Ко всему рассказанному Александром Николаевичем, можно добавить, что гоночный автомобиль «Русь», представленный в конкурсе «Дизайн-2001», на Московском международном автосалоне, был удостоен приза союза дизайнеров России «Ника»!

Александр Николаевич, благодарю Вас за то, что нашли время встретиться и ответить на вопросы!



беседовал Константин Пепеляев


Тeги статьи: Интервью, Александр Захаров

Также по теме:

Статьи:


Фотогалереи:

НАМИ-1
MART X-Streameast press
Mart X-Streameast (1992), из архива А. Н. Захарова
Интервью с Андреем Рузановым, иллюстрации
Sketches / Patrick Faulwetter
   

Видео:

Интервью с Патриком Фаульветтером

05.10.09г. 16:34 timonza-kun  
Оценка: 4

творческая личность, что и говорить. лично меня до сих пор серьезно интересует "экстремист", возможно если бы за него взялись сейчас, фурор был пограндиознее, чем от "мараши".

Написать комментарий




Последние новости

Проект Рашид Тагиров — Volvo PV 12.12.2018: Проекты: Проект Рашид Тагиров — Volvo PV Комментариев: 12
Рейтинг: 4
Проект SungHun HA — Alfa Romeo Veloce 10.12.2018: Проекты: Проект SungHun HA — Alfa Romeo Veloce Комментариев: 2
Дизайн-блог: Артем Попков «Porsche 911 (992)» 05.12.2018: outlook: Дизайн-блог: Артем Попков «Porsche 911 (992)» Комментариев: 63
Рейтинг: 5

Последние обновления портфолио

18.12.2018 Avakov Ilya

Lola car

Комментариев: 3
Рейтинг: 15
16.12.2018 Capricorn

Среднемоторная багги

Комментариев: 1
Рейтинг: 0
15.12.2018 RoolVinil

СССР_KODO

Комментариев: 8
Рейтинг: 20
10.12.2018 kudaibergenoff

VW offroad concept

Комментариев: 8
Рейтинг: 10
06.12.2018 Хорохордин Макс

MH Longtail + Gran Turismo

Комментариев: 3
Рейтинг: 15

Фотогалереи

Реклама на сайте


Стильный и динамичный хонда аккорд в Москве - ФК Моторс.
Качественные и надёжные автомобили шкода от официального дилера в Москве.
Skoda skoda octavia в Вентус
Официальный дилер предлагает Вам купить ленд ровер фрилендер 2 в Москве.