CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Последние комментарии пользователей

Реклама на сайте

1

Все статьи

AddThis Social Bookmark Button

Design story: RAF M2

20.02.2017

Увеличить:  1200x956

В середине 1980-х годов на рижском заводе РАФ начались работы по проектированию наследника модели 2203. По инициативе директора РАФ В.Д. Боссерта был объявлен всесоюзный конкурс на разработку дизайна микроавтобуса. Победившая работа легла в основу проекта РАФ М1.

Увеличить:  1024x768

РАФ-2203 "Латвия"

Изначально новый микроавтобус разрабатывался с прицелом на передний привод, но впоследствии от такого решения отказались в пользу классической компоновки. При участии специалистов английской компании IAD был разработан прототип также известный под именем "Роксана", но в этом время на РАФе уже работали над новым проектом, уже переднеприводным. Почему так? Приведем слова ведущего дизайнера проекта РАФ М1 Владимира Васильева : " То, что делалось на РАФе по новой машине до 1986 года, до "перестройки", подразумевало передний привод. По этому пути и стали двигаться. Но приехал кто-то из министерства и заявил, что никаких новых агрегатов вам не будет. Проект переориентировали на классический привод и стали строить прототип (то, что на заводе называлось М1). Он ещё не был достроен, как, после приезда очередного чиновника, выяснилось, что, всё же, передний привод надо делать. Наступил "столбняк" - полуначатая машина уже несоответствующей концепции стала, а возврат к переднему приводу практически на нулевой точке. Поэтому М1 достроили, как демонстратор (концепткар в прямейшем смысле), с участием англичан и предположением, что, если будут привлечены инвестиции, англичане получат заказ на проектирование серийной машины. Параллельно пошли работы по переднеприводной (так называемой, М2)... "

Увеличить:  1200x896

Прототип РАФ М1

В Риге разработку дизайна проекта M2 поручили Сергею Галактионову, приглашенному в ИТЦ РАФ после участия в конкурсе на разработку дизайна РАФ M1. Далее с разрешения автора цитируем блог Сергея.

В разработке прототипа вагонной компоновки проекта РАФ М2 (впоследствии получившего название «Стилс») в 1989 году на конкурсной основе принимали участие: Артур Эйсерт (автор дизайна знаменитого РАФ-ика), дизайнеры НАМИ и я - дизайнер ИТЦ РАФ Сергей Галактионов. За основу дизайна был взят один из моих эскизов под девизом «Визуальное деление на функциональные зоны». Он, как и было заявлено в концепции данного проекта, предполагал широкую линейку модификаций на основе базовой модели.

Увеличить:  1200x934

Увеличить:  1200x956

Пластилиновый макет в масштабе 1:5 был сделан мной в течение месяца. Впоследствии был сделан второй вариант оформления передка, касающийся главным образом формы и расположения фар головного света. Это видно на фото макета.

Увеличить:  1200x956

Осенью 1989 г., после осмотра макетов проекта RAF M2, где НАМИ представил свой макет (его можно увидеть в «Музее моторов» в Риге), руководством ИТЦ РАФ было принято решение продолжить работу по пути предложенному НАМИ. И далее в этом проекте я уже не участвовал.

Увеличить:  1200x874

Макет прототипа РАФ М2 в рижском "Музее моторов"

Воплощением же этого пути стали два ходовых макета, известных под названием РАФ «Стилс» (RAF Stils).

Увеличить:  1200x900

РАФ М2 "Стилс"

Каким мы могли бы увидеть РАФ М2 в дизайне, разработанном в ИТЦ РАФ?

Увеличить:  1200x824

В 2012 году, используя имеющиеся технические данные этого проекта, мне пришлось восстановить чертежи микроавтобуса (некоторые данные помог уточнить ведущий дизайнер проекта РАФ М1 Владимир Васильев, в то время мой коллега по работе в ИТЦ РАФ).

Увеличить:  1200x764

На основе восстановленных чертежей мной были созданы твёрдотельные 3D модели в М 1:1. В работе над ними я старался сохранить историческую точность. Изменения минимальны, и они есть только там, где их появление было очевидным ещё в 1989 году, когда шла работа над пластилиновым макетом.

Увеличить:  1200x956

Увеличить:  1200x956

Ниже представлены базовая модель и модификации на её основе.

Увеличить:  1200x956

Базовая модель.

Увеличить:  1200x956

Модификация со стандартной базой (2650 мм) и стандартной высокой крышей.

Увеличить:  1200x956

Модификация с удлинённой базой (3050 мм) и стандартной высокой крышей.

Увеличить:  1200x956

Модификации в двух базах — стандартной (2650 мм) и удлинённой (3050 мм), а также вариант со стандартной базой и увеличенным на 200 мм задним свесом.

Увеличить:  1200x956

Реанимационный автомобиль. Модификация со стандартной базой (2650 мм) и вариантом высокой крыши, показанной на эскизах.

Увеличить:  1200x956

Автомобиль скорой медицинской помощи. Модификация на основе базовой модели.

Увеличить:  1200x956

Вариант лёгкого грузовичка. База стандартная (2650 мм).

Увеличить:  1200x956

Модификация со стандартной базой (2650 мм) и удлинённым на 200 мм задним свесом.

Увеличить:  1200x922

В верхнем ряду фотографии ходовых макетов проекта RAF M2, воплощённых под названием RAF «Stils», дизайн НАМИ. В двух нижних рядах фотографии пластилинового макета второго варианта дизайна, в рамках этого же проекта созданного в ИТЦ РАФ, дизайн и макетирование — Сергей Галактионов.

Увеличить:  1200x922

Вариант RAF M2 SG ведущий конструктор проекта RAF M1 Сергей Бугай оценил однозначно выше, как минимум по функциональности и возможности создания широкой линейки модификаций на основе базовой модели. Создание же модификаций с удлинённой базой, двустворчатой задней дверью, высокой крышей на основе Стилс (НАМИ) было очень проблематичным из-за стоек крыши, имеющих очень большые углы наклона. А без таких модификаций в нём не было смысла.

Увеличить:  1200x772

Однако для изготовления ходового макета был принят вариант Стилс (НАМИ).

На мой взгляд, интересный и многое проясняющий комментарий по этому проекту дал на одном из автофорумов ведущий дизайнер проекта РАФ М1 Владимир Васильев. Приведём его с небольшими сокращениями:

" После довольно долгих лет вялотекущих процессов (при отсутствии рынка и постоянном дефиците новая модель объективно никому нафиг не была нужна), во времена так называемой "перестройки", что-то "оживилось" в процессе разработки новой модели. Но, наверно, не так, как этому следовало бы быть, а так, как происходит во времена перемен. Понеслась чехарда перемен концепций, идей и, зачастую, просто пропаганды.

То что делалось на РАФе по новой машине до 1986 года, до "перестройки", подразумевало передний привод. По этому пути и стали двигаться. Но приехал кто-то из министерства и заявил, что никаких новых агрегатов вам не будет. Проект переориентировали на классический привод и стали строить прототип (то, что на заводе называлось М1). Он ещё не был достроен, как, после приезда очередного чиновника, выяснилось. что, всё же, передний привод надо делать. Наступил "столбняк" - полуначатая машина уже несоответствующей концепции стала, а возврат к переднему приводу практически на нулевой точке. Поэтому М1 достроили, как демонстратор (концепткар в прямейшем смысле), с участием англичан и предположением, что, если будут привлечены инвестиции, англичане получат заказ на проектирование серийной машины. Параллельно пошли работы по переднеприводной (так называемой, М2). Поскольку одновременно шли бурные "революционные" времена с сопутствующей суматохой, то постоянно всё менялось, в том числе и начальство, а с ним, опять же, идеи. направления и т.д. После того, как начальство волевым порядком "продвинуло" вагонную компоновку, большинство участвовавших в М1 просто отказалось работать над М2. Сергей к тому моменту недавно пришёл на завод, был человеком в этом плане нейтральным, и стал работать над своим вариантом дизайна М2, делая упор на рациональность конструкции и широкое семейство автомобилей (что исповедовалось и при создании М1). Однако одновременно проект дизайна был заказан и в НАМИ. Этот проект больше соответствует "легковой" философии, как. собственно и 2203.

К исполнению принят вариант дизайна НАМИ. Конструкцией кузова занимались зиловцы. Прототип М2 полностью строился на РАФе (с размещением заказов на многие узлы и детали на стороне, конечно). (Кузов прототипа М1 был спроектирован, построен и оснащён агрегатами на РАФе. После чего отправлен в Англию, где, при участии рафовских конструкторов, был спроектирован и изготовлен интерьер, осуществлена покраска и отделка автомобиля. Хотя М1 был задуман и изготовлен как ходовой образец, и до отправки в Англию передвигался своим ходом, но требовалась значительная доводка, поэтому в окончательном виде машина сделана неходовой из-за бюджетных ограничений. В английской фирме IAD работы по прототипу РАФ обозначались как "Project Roxanne", оттуда и пошло это название. Но это рабочее название проекта, а не официальное обозначение машины. Поскольку мы сами никакого названия не предлагали, англичане обозначили машину просто "РАФ 1" и поставили на неё соответствующие номерные знаки. Британского образца, конечно).

Совсем недавно Сергей Галактионов по имевшимся фото и эскизам построил трёхмерную модель своего варианта М2...

Вкратце "генеалогия" создания новой модели такова: наряду с работами по весьма значительной модернизации текущей модели 2203 (автомобиль РАФ-22038, который полностью так и не был освоен в производстве), на заводе занимались и полностью новой разработкой. Предполагалось широкое семейство автомобилей с посадкой водителя позади передней оси, продольным расположением двигателя и передним или полным приводом. Подразумевалось использование перспективных агрегатов АЗЛК и годовой выпуск порядка 50 тысяч автомобилей (откуда цифра, не совсем понятно, может для оправдания затрат на выпуск дополнительного количества агрегатов сторонними производителями, реальный спрос явно был бы больше). Прорабатывалась компоновка, гамма модификаций и велись дизайнерские поиски.

Однако вплоть до окончания первой половины 80-х годов работы велись вяло. В середине 80-х в стране произошли бурные перемены. Завод стал ареной социальных экспериментов с широким освещением в центральной прессе. Сменилась администрация. По объективным и субъективным причинам оживились работы по новой модели. Новой администрацией был объявлен республиканский дизайн-конкурс с целью поиска новых идей для облика автомобиля. Однако в конкурсе не возбранялось участие и работников завода. В результате все первые места заняли участники, непосредственно связанные с автопромом, в том числе и заводчане (1-е и 3-е место). Правда, эти люди ранее непосредственно в дизайнерских работах не участвовали и к предыдущим заводским наработкам отношения не имели. После конкурса, когда выяснилось, что идеи, пригодные для применения, всё же, надо искать не на стороне, был проведён ещё внутренний мини-конкурс, с более тесной привязкой к реальной компоновке. Победившая работа и стала основой для начала разработки машины М1.

Была создана специальная рабочая группа из числа представителей нескольких конструкторских бюро завода. Был изготовлен макет экстерьера в масштабе 1:5. Вот тут-то и произошёл перелом, когда заводу было объявлено о нереальности выпуска агрегатов специально для РАФа (на АЗЛК, надо понимать, тоже всё шло отнюдь не гладко). К огорчению участников работ, пришлось менять направление и перерабатывать заново то, что уже было наработано. Машина стала заднеприводной, сохранив расположение водителя за передней осью. Когда работы зашли уже достаточно далеко, выяснилось, что, всё же, можно ориентироваться на переднеприводную схему. Получалась дурацкая ситуация, когда работы по образцу М1 (ставшему заднеприводным) были в уже довольно продвинутой стадии, а работы по переднеприводной схеме заброшены. Тогда и решили заднеприводный М1, всё же, достроить, и начать работы по переднеприводной модели. В тот момент сменилось руководство конструкторского отдела. Посты заняли апологеты вагонной компоновки, она и была "назначена" для переднеприводной машины (М2). В результате, большая часть участвовавших в работе над кузовом М1 от работ по машине М2 просто отказалась.

Так что, можно условно выделить следующие этапы работ по новой модели - до 1987 ("полукапотник", передний привод), начало работ по М1 ("полукапотник", передний привод), перемена концепции М1 ("полукапотник", классический привод), М2 ("вагон", передний привод).

Ещё немного по прототипу РАФ1 (М1). (Из комментария. который я писал для белорусского телеканала).

Образ машины очень лаконичный, можно сказать, на грани фола. Но это была наша собственная установка: создать чёткий, строгий образ машины. К тому же, было стремление заложить в форму возможность образования семейства автомобилей без особого ущерба для зрительного восприятия любой из модификаций, которые весьма отличались бы между собой по размерам (длинные, короткие, высокие, низкие, бортовые машины). При этом была бы возможна и унификация по кузовным деталям между разными моделями семейства. К тому же, для хозяйственных автомобилей, сменяемых на производстве не так часто, как персональные автомобили, остромодная форма, быстро морально стареющая, не всегда хороша. Ограничения на "фантазии" накладывала и сама сущность машины. Это фургон, то есть, заведомо "ящик". Кроме всего прочего, в бурной (лучше сказать, нервозной) атмосфере тех времён не всегда было время на проработку деталей. Это тоже сказалось на внешности машины, она выглядит простовато. Некоторые ракурсы не очень выгодны. Но, будь продолжение, нам уже были ясны "узкие места", над которыми надо было бы поработать...

РАФ 1 стал первой полностью новой разработкой со времён проектирования серийной модели 2203 в конце 60-х - начале 70-х годов и, собственно говоря, последней самостоятельной разработкой полностью новой машины.. Машина создавалась "на стыке эпох". Использовались и традиционные и новые методы проектирования. Лепились масштабные и полноразмерные пластилиновые макеты внешнего вида автомобиля (полноразмерный макет обсуждался выездной сессией Художественного совета Минавтопрома СССР), а, затем, по исходным данным РАФа (и при участии рафовских специалистов) в Запорожье, на заводе ЗАЗ строилась 3D модель поверхности кузова и изготавливались пенопластовые масштабный и полноразмерный макеты поверхности автомобиля, использовавшиеся потом для аэродинамических исследований и для постройки кузова. "

Ходовой макет "Стилса" был изготовлен в 1993 году. Микроавтобус получил много хвалебных отзывов за передовой дизайн, однако запустить его в производство хотя бы малыми сериями на заводе не смогли.

Тeги статьи: Design story, RAF, RAF M2 (1989), Сергей Галактионов, Владимир Васильев, НАМИ, RAF M2 Stils (1993), История

Также по теме:

Статьи:


Фотогалереи:

НАМИ \ "Кортеж" ЕМП-4125 (2016)
НАМИ \ Шатл (2016)
   
20.02.17г. 12:07 САYMAN  

2203 был, просто, потрясающей машиной!!! Не знаю, сыпался ли, но и внешний вид и компоновка и комфорт были феноменальными!!!

20.02.17г. 14:31 cher  

как человек который при ссср на нем регулярно ездил позвольте не согласиться
4 места в ряд в габаритах волги это 4 очень плохих места + очень низкая крыша осложняющая вход/выход
в рафике было 2 удобных места но очень небезопасных (передние) а летом там было очень жарко

20.02.17г. 14:52 САYMAN  

Так в сссэрии, конструкторы предусматривали, абсолютно все. даже 4 плохих места для очень плохих людей... )

20.02.17г. 14:32 cher  

намишный очень похож на первый эспас

20.02.17г. 17:08 Ханьков Роман (RKhankov)  

Зачем этот изгиб на передней дверью!

20.02.17г. 17:52 Константин Лазнев  
Оценка: 5

Модель в солиде шедевральна - но это именно модель 2012 года.

Вообще, материал ИМХО подтверждает следующие тезисы:

- Делать просто очень сложно.
- Иногда чтобы быть здоровым, надо переболеть. Это я про общественное сознание и общественный вкус. Думаю, если бы переместить в 1989 отшпатлёванный 3D-принт по модели-2012 - всё равно у него не было бы шансов на худсовете против намишного дутика-гнутика. Ибо дизайнерская мысль упорно шла к калине и должна была дойти, прежде чем схомянуться.

22.02.17г. 11:21 cardesign is sucks  
Оценка: 5

Интересно бы покрутить модель в eDrawings

18.03.17г. 22:14 timonza-kun  
Оценка: 3

статья довольно интересна. лично мне с детства нравился дизайн стилса, особенно зализанный передок. имо, будь это био равномерно размазано по всей машине, смотрелось бы в разы приятнее.

Написать комментарий




Последние новости

Jeep Wrangler JL 07.12.2017: Лос-Анджелесское автошоу - 2017 (Los Angeles Auto Show - 2017): Jeep Wrangler JL Комментариев: 7
Рейтинг: 4
Lamborghini Urus 04.12.2017: Lamborghini: Lamborghini Urus Комментариев: 21
Рейтинг: 2
Toyota FT-AC: приключения ждут! 04.12.2017: Лос-Анджелесское автошоу - 2017 (Los Angeles Auto Show - 2017): Toyota FT-AC: приключения ждут! Комментариев: 6
BMW i8 стал родстером 01.12.2017: Лос-Анджелесское автошоу - 2017 (Los Angeles Auto Show - 2017): BMW i8 стал родстером Комментариев: 3
Рейтинг: 5

Последние обновления портфолио

11.12.2017 romalisa

lamb

Комментариев: 3
Рейтинг: 10
10.12.2017 Tedoradze Giorgi

Bugatti Royal Coupe

Комментариев: 3
Рейтинг: 15
10.12.2017 dan.m996

Renault R-Space

Комментариев: 2
Рейтинг: 0
09.12.2017 Bruno5

Lamborghini concept

Комментариев: 2
Рейтинг: 0
09.12.2017 Di-man

URUS

Комментариев: 3
Рейтинг: 5

Фотогалереи

Реклама на сайте


Стильный и динамичный хонда аккорд в Москве - ФК Моторс.
Качественные и надёжные автомобили шкода от официального дилера в Москве.
Skoda skoda octavia в Вентус
Официальный дилер предлагает Вам купить ленд ровер фрилендер 2 в Москве.