CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Последние комментарии пользователей

  • Suvorov AleksanderПроект Samir Sadikhov — F40 Tribute
    Proekt horosh. bol'shaya rabota. vot tol'ko s bol'shimi katkami ti pereborschil, poetomu smotritsya korotko. Rul ponravilsya, ne ergonomichniy on, no nravitsya.
  • gorbeПроект Samir Sadikhov — F40 Tribute
    Innovative Re Design.a lot to learn from it.
  • TimПроект Samir Sadikhov — F40 Tribute
    классно всё сделано, но у ferrari свой путь развития дизайна F40 в каждой новой топовой ferrari (enzo, laferrari) и на мой взгляд они гораздо более новаторские. этот дизайн просто цитатник существующих моделей - перед ferrari laferrari, бок 488, зад вообще с корветом ассоциируется, но работы и ...
  • TimПроект Samir Sadikhov — F40 Tribute
    интересная система оценки - надо запатентовать!) ждем достойного ответа своего видения дизайна F40 от Alf8 с нетерпением, но что-то подсказывает, что он не последует...
  • Alf8Проект Samir Sadikhov — F40 Tribute
    Задние фонари нравятся, только там тогда лучше выглядел бы лев, а не конь!) Как отдельной машине поставил бы 4, как наследнику Ф40 -2, сума в итоге 2. Когда-то машины делали красиво и утончённо, сейчас словно несуразные детские модельки автомобилей! На фото сравнении сбоку с оригиналом сразу ...

Реклама на сайте

1

Все статьи

AddThis Social Bookmark Button

Design story: трамвай Stadler 853 (2014)

10.06.2014

Увеличить: 1280x934    2000x1460

В начале мая этого года в Минске состоялась презентация новой модели трамвая - Stadler 853. Машину планируют выпускать на мощностях ОАО «Штадлер Минск» - создаваемом с 2012 года совместном предприятии белорусской компании «Белкоммунмаш» и швейцарской Stadler Rail AG. Несмотря на то, что новый трамвай носит иностранную марку, от Stadler у него позаимствована только техническая начинка, конструкция и дизайн состава в основном заслуга белорусских специалистов. Над обликом Stadler 853 работал Республиканский компьютерный центр машиностроительного профиля Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси (РКЦМП ОИМ НАН Беларуси). О том, как создавали новую гордость белорусских машиностроителей рассказывает начальник отдела дизайна РКЦМП Данила Седнёв.

Наше знакомство с предприятием «Белкоммунмаш» состоялось в 2007 году с проекта модернизации троллейбуса третьего поколения, а в 2008 году с нашим участием был спроектирован и изготовлен трамвай 843 модели. Сотрудничество оказалось успешным, и в начале 2013 года мы получили предложение от ОАО « Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» разработать на базе 843 модели трамвая более доступный, дешевый, простой вариант.

Увеличить:  1200x850

«Белкоммунмаш 843 »

В соответствии с первоначальным планом проекта, в наши обязанности входила разработка только водительского модуля, однако в дальнейшем у нас появилась возможность влиять на дизайн всего трамвая. Это в первую очередь связанно с тем, что заказчик убедился (на основании предыдущего опыта сотрудничества, а также наших исследований и первых предварительных предложений) в том, что наш метод комплексного дизайн-процесса работает и позволяет добиться запланированного результата. В течение 10 лет выполнения различных проектов мы выстраивали свой дизайн-процесс так, чтобы всесторонние исследования рынка, аналогов, изучение и прогнозирование трендов, а также тщательный всесторонний анализ потребителя, занявшие в нем значимое место, позволяли бы увидеть проект целостно и с высокой долей вероятности выбирать правильные направления, наиболее точно подходящие под конкретную задачу.

Увеличить: 1280x957    2500x1870

Получив на заводе поддержку, по результатам проведенных нами исследований информации в открытых источниках, мы начали всесторонний анализ потребителя. Несмотря на то, что для сбора информации широко применяются информационные ресурсы сети Интернет и многие считают это достаточным для начала работ, для нас все же самым интересным источником информации о проблемах разрабатываемой техники являются так называемые «полевые» исследования.

Первоначально мы собираем объективные данные. В этом случае мы также начали работу с обсуждения технических аспектов, вопросов и проблем со специалистами: главным конструктором предприятия, начальниками отделов, главным инженером трамвайного депо, мастерами, и, конечно же, водителями. Затем субъективные – мы изучили мнения и отзывы пассажиров на форумах. В конце концов, неоднократно опробовали на себе удобство разработанного нами трамвая 843 модели и трамваев предыдущих поколений. Наиболее значимым для нас оказалось мнение водителей трамвая.

Увеличить: 1280x459    2500x897

Увеличить: 1280x502    2500x981

В процессе исследования размещения контроллера, мы определили, что с учётом постоянного использования, прежняя точка его расположения неудобна для водителя. Мнения водителей по этому поводу разделились. Кроме того, мы обсудили с ними различные аспекты отражений объектов в стеклах кабины и дисплея панели приборов в зависимости от погоды и времени суток, микроклимат, информативность и удобство управления, возможность срочного ремонта, алгоритм работы водителя, наличие и объем места для хранения личных и служебных вещей; внимательно выслушали все пожелания.

Опрос водителей показал нам, что главный недостаток с их точки зрения – плохая обзорность, является лишь внешним проявлением стремления к безопасности. Безопасность – ключевая необходимость основных пользователей трамвая, и в тоже время главный фактор, способный выделить конкурентные преимущества нового трамвая.

Таким образом, проведенные нами исследования, а также эскизные компоновки и утвержденные технические характеристики позволили сформулировать основные требования к дизайну и конструкции нового трамвая. Мы начали эскизный поиск, в котором параллельно прорабатывались три стилистических направления.

Увеличить: 1280x1038    2500x2028

После их детального обсуждения был точно сформулирован основной мотив нового дизайна. Им стало улучшение безопасности пассажиров. Безопасность стала одной из основных функций образа. В дальнейшем ей будут подчинены все эстетические и конструктивные решения не только экстерьера, но и интерьера трамвая. В основу финального варианта лег эскиз, который максимально соответствовал всем требованиям. Впоследствии он должен был объединить в себе лучшие идеи из всех предложенных эскизов.

Увеличить: 1280x800    2500x1563

Увеличить: 1280x800    2500x1563

На этапе поискового макетирования и начала трехмерного моделирования к руководству работой приступил новый партнер «Белкоммунмаш» – швейцарская компания Stadler. Произошли значительные изменения. Было решено изготовить в качестве прототипа не короткий трамвай, а многосекционный, рассчитанный на крупные города. Это потребовало пересмотра технических решений кузова и ходовой части трамвая.

Увеличить: 1280x772    2500x1509

Увеличить: 1280x898    2500x1754

Несколько позднее была поставлена задача встроить систему активной безопасности, разработанную швейцарскими инженерами – устройство, которое при столкновении с автомобилем (фронтальной частью трамвая в бок автомобиля) позволяет смягчать удар и его последствия, а форма детали, которая накрывает устройство, способна сохранить человеку жизнь, если он вдруг окажется прямо перед трамваем. Применение новой системы безопасности повлекло еще более серьезные изменения как снаружи, так и внутри.

Перед нами стал выбор делать все с нуля или адаптировать наши решения под новые требования. В силу сжатых сроков проекта мы решили идти по второму пути. Проработка деталей и технология сборки разрабатывалась нами, а завод своими силами совместно с инженерами Stadler адаптировал каркас с учетом наших предложений.

Увеличить: 1280x719    2500x1406

Учитывая ограниченные человеческие (конструкторские) ресурсы, некоторые конструктивные решения, необходимые для продолжения работы, были приняты только к первоначально намеченному сроку изготовления прототипа (декабрь). Новый срок изготовления прототипа: конец апреля - начало мая. К началу марта все наши детали должны были быть переданы на завод и согласованы с конструкторами и технологами. Мы начали работу фактически заново, начиная с эргономической схемы. Сжатые сроки требовали строгого соблюдения этапов работы. Любая наша задержка привела бы к срыву работ, поскольку многим отделам требовалась от нас исходная информация. При этом, по графику мы уже отставали. Для ускорения работы было поставлено требование не ждать, когда будут согласованы все конструктивные решения, а передавать готовые детали конструкторам и технологам поэтапно. Возвращение к изменению переданной на завод детали не допускалось. В процессе работы изменялись высота трамвая, двери, элементы светотехники, боковое остекление салона и другие детали, что влияло на компоновку и общую композицию и требовало иногда существенных изменений деталей.

Как уже говорилось выше, главной функцией образа стала безопасность. Мы пришли к выводу, что светотехника на существующих трамваях находится слишком низко. Она видна только для небольшой части транспортных средств и зачастую перекрывается попутными машинами. В связи с этим, было решено поднять ее на максимально допустимую высоту в соответствии с нормами для автотранспортных средств категории М. Это улучшает видимость, и в тоже время не создает дискомфорт другим участникам дорожного движения. Чтобы гармонично вписать дневные ходовые огни нам пришлось существенно уплотнить блок светотехники, поскольку кабина в процессе проектирования значительно сузилась.

Увеличить: 1280x1063    2500x2078

Увеличить: 1280x1020    2500x1993

Главным новым элементом безопасности мы предложили сделать информационную систему. Суть замысла в том, чтобы дополнить информационную систему компактными табло в верхней части кабины по бокам, светодиодной подсветкой дверей и лазерной проекционной системой. Кроме того, что во время движения информационная система несет свою основную функцию - информирует о номере маршрута, она также во время остановки должна привлекать внимание всех участников движения. При подъезде к остановочному пункту (отслеживается GPS) в задней части трамвая на основном табло для попутных транспортных средств загорается надпись STOP, лазерная система предупреждения проецирует на асфальт изображение стоп линии, а в дверях загорается подсветка красного цвета. Во время открытия дверей подсветка сменяется на зеленую, обозначая разрешение для пассажиров осуществить посадку-высадку. Дополнительно мигают боковые табло кабины, привлекая тем самым внимание водителей, для которых нижняя светотехника оказалась закрытой, тем самым заменяя или дополняя аварийную сигнализацию.

К поставленному сроку было невозможно реализовать нашу идею, поэтому было найдено более простое решение – временно нанести графику одним предупреждающим цветом.

Увеличить: 1280x510    1500x598

Увеличить: 1280x510    1500x598

Увеличить: 1280x937    2500x1831

Также хотелось бы немного рассказать об интерьере кабины. Общая задача по проектированию интерьера кабины трамвая заключалась в создании рабочей атмосферы, способной доставить удовольствие от процесса работы. Конструктивно в кабине мы стремились соблюсти несколько принципов: уменьшение видимых элементов крепления и функциональное комбинирование различных материалов и текстур. Так в нижней части располагается жесткий пластик, что делает его более долговечным, в то время, как панель приборов и боковые поверхности, с которыми непосредственно соприкасается человек, выполнены из пластика с мягким верхним слоем.

Принцип внимания к деталям для нас был одним из главных и в кабине. Например, значительное время было уделено размещению аптечки. Чаще всего стандартные аптечки большого размера, и поэтому в общественном транспорте они находятся в не самом легкодоступном месте или ставятся на виду по остаточному принципу, где вмещается там и ставят. Мы искали для нее наиболее очевидное и доступное место. Большой размер аптечки стал определяющим, и мы решили: раз нельзя спрятать объем, в котором размещается аптечка, значит, нужно его выделить. Для усиления эффекта мы использовали « аптечный » салатовый цвет. Так была найдена идея с ярким акцентом в кабине.

Увеличить: 1280x904    2500x1767

Одни из основных исследований в части эргономики нами были проведены по размещению органов управления. Мы проанализировали функциональное назначение выключателей и переключателей, когда и в каких случаях они применяются, частоту их использования, влияние на безопасность, приоритетность. На основе этих данных мы разбили их на группы и распределили в порядке значимости и релевантности. При этом распределение кнопок внутри группы также было упорядочено.

Увеличить: 1280x628    2500x1227

Увеличить: 1280x904    2500x1767

Увеличить: 1280x904    2500x1767

Интерьер кабины в процессе работы также как и экстерьер претерпел значительные изменения, поскольку первоначально прорабатывалось консольное расположение контроллера на подлокотнике. В итоге, с учетом имеющегося опыта эксплуатации у швейцарской стороны, предпочтение было отдано более надежному контроллеру, который крупным блоком компоновался на боковой части панели приборов. Для поиска наилучшего места его расположения мы смоделировали и проанализировали возможные варианты его размещения с учетом ограничений обзорности, расстояний в крайних положениях до неподвижных частей и рекомендуемых углов сгибания рук для широкого диапазона пользователей.

Существенное внимание было уделено обзорности вперед - это был один из главных общих принципов, также влияющий на безопасность, тем более, что нас об этом очень просили водители! В результате, для улучшения обзорности, посадка водителя была значительно изменена с учетом того же широкого диапазона пользователей.

Первоначально в салоне планировалось применить дерево, как символ уюта и экологичности, тем самым подчеркнуть, что трамвай создан в Беларуси, где имеются огромные восстанавливаемые ресурсы древесины.

Однако после утверждения контроллера, от первоначального эскизного варианта пришлось отказаться.

Увеличить: 1280x514    2500x1004

Это сильно расстроило швейцарскую сторону, которая всячески подчеркивала необходимость наличия национального акцента. Мы договорились вернуться к этому вопросу чуть позже и обязательно найти ответ на него. В начале апреля, нам напомнили про него и предложили использовать белорусский орнамент в оформлении экстерьера. Естественно, отказаться было нельзя, и после длительных дискуссий внутри отдела мы предложили вариант нюансного акцента на контрастной вертикальной полосе кабины. Решение было одобрено.

Увеличить: 1280x1816    1762x2500

В итоге, по истечении года работы, а по сути четырех месяцев, мы с вами можем видеть прототип нового трамвая, на создание которого было потрачено много сил, и в основе которого лежит желание хотя бы чуть-чуть сделать жизнь его пользователей более безопасной и удобной.

Увеличить: 1280x719    2500x1406

Увеличить: 1280x606    2500x1184

Увеличить: 1280x1280    2500x2500

Увеличить: 1280x1746    2500x3412

Увеличить: 1280x910    2500x1778

Увеличить: 1280x1987    2500x3881

Увеличить: 1280x574    2500x1122

Увеличить: 1280x894    2500x1748

Увеличить: 1280x912    2500x1783

текст: Данила Седнёв, изображения: РКЦМП ОИМ НАН Беларуси

Тeги статьи: Design story, Belarus, Проекты, Проекты

Также по теме:

Статьи:


Фотогалереи:

Opel Inspira, проект Сергея Рябчика
Opel Inspi
Mini Businessman, проект студентов ISD
Mini Businessman, проект студентов
Ferrari F80 Concept, проект Адриано Раэли
   
10.06.14г. 11:37 otnud  

Super

10.06.14г. 12:01 02.02  
Оценка: 5

+1

10.06.14г. 15:15 Фатыр Чурек  

+100 :)

10.06.14г. 11:47 Capricorn Hare (DELITED)  
Оценка: 1

Одноразовость, мотоциклетность и кое-что похуже. Безопасность, говорите? Угу-угу, ага-ага.
Нажмите, чтобы увеличить.

10.06.14г. 17:24 Пунтус Виктор Анатольевич  

нарезали конечно круто. но в целом мне нравится. )))

10.06.14г. 23:54 Capricorn Hare (DELITED)  

Продолжу разбор здесь же.

"Злобный гоблино-инсектоид" (с)Yttrium,
"Жаль что в родном городе будет столько "агрессии"))" (с)An10

- это ещё что: вот без очков вышло бы реально злое злище. Поэтому я и назвал дизайн мотоциклетным. И уверен - авторы такую хаябусу реально рассматривали! - судя по тому, что на фотке рабочего процесса очко выполнено "из скотча".
Уберём его, восхитимся замыслом:
Нажмите, чтобы увеличить.

11.06.14г. 00:05 Capricorn Hare (DELITED)  

И попытка реконструкции нюансов дизайн-стори: на этом клочке достаточно концентрированно. Видно, как рано завершили "скульптурный" этап (1, 2) и как серьёзно начали "играть в Цеслера" (3, 4). Затем, когда заказчику таки понадобился клюв - пошла грубая импровизация в пластилине.
Нажмите, чтобы увеличить.

11.06.14г. 00:33 Capricorn Hare (DELITED)  

В чём проекту не откажешь - так это в единстве лего-стиля: такое впечатление, что и кабина, и тележки встали на место со звуком "щёлк".

При этом Флинтстоуны аплодируют пластике и графике - но не понимают, зачем эта мелкая десептиконистость морды.

"улицы и переулки Минска, в которые трамвай замечательно врастет" (с).Stinger -
а разве хуже он может врасти в улицы Пекина, Дели и Каракаса! Орнамент только поменять.

Ложка мёда: идеи с подсветкой хороши - только КМК лазерные проекторы стоп-линии должны быть ниже, а сейчас как раз на уровне глаз карапуза или водителя спортивной тачки.

11.06.14г. 03:40 Capricorn Hare (DELITED)  

Кабыябы...
.
Нажмите, чтобы увеличить.

10.06.14г. 17:05 Tlibekov Kasim  
Оценка: 5

Класс

10.06.14г. 17:17 soslan  
Оценка: 5

Фары малость отдают тюнингом и это недоразумение не дает мне сказать что этот трамвай супер!

10.06.14г. 17:43 Avakov Ilya  
Оценка: 5

В целом приятное впечатление.

10.06.14г. 17:55 .Stinger  
Оценка: 5

офигенно! особенно если вспомнить улицы и переулки Минска, в которые трамвай замечательно врастет!

10.06.14г. 18:15 a_mel  
Оценка: 4

хорош, но только на виде сбоку похож все-таки на автобус (зачем так высоко подняли?)

10.06.14г. 19:09 Yttrium  
Оценка: -3

Злобный гоблино-инсектоид.

10.06.14г. 21:08 хбм  

Отличная статья, с прекрасной подачей(за исключением пафоса в вступлении), описание процесса и трудностей рабочего марафона вне всякого сомнения - достойно подражания.
Вот только за составными частями не хватает самого произведения - есть и логическая цепочка, и когнитивный диссонанс, но конечный результат - эфимерно-цифровой, не живой.

10.06.14г. 21:36 h.z.  

Был впечатлен уровнем работ РКЦМП, поэтому не сумел сдержать пафоса. Вообще всегда уважительно относился к продукции белорусских предприятий - как правило, это честные и законченные продукты по приемлемой цене. Имею ввиду не только машиностроение.

10.06.14г. 22:50 хбм  

Уважение, Честность, Законченность - как далека от всего этого наша реальность. Возможно конечным результатом творческого процесса и должна быть реализация этих парадигм.
Как минимум преодоление себя - позади.

10.06.14г. 21:23 An10  

"Уничтожить всех людей!!!" Не понимаю зачем городскому транспорту этот агрессивный быдлодизайн??! Тенологичность - круто, агрессивность нет. Жаль что в родном городе будет столько "агрессии")) Я только про морду конечно, остальное - классно!Понравилась еще стойка за кабиной очень...

10.06.14г. 22:49 dmdesign  

Ну и ублюдок... )))

11.06.14г. 03:11 Simeonych  
Оценка: 5

стыки деталей и переходы линий ужасные.
Но в целом довольно весело.

12.06.14г. 10:26 DDesign  
Оценка: 3

На мой взгляд, очень недружелюбная
и надуманная по графике мося.
Это портит общее впечатление от
интересных задумок по безопасности.
Жаль.

С уважением ПД

12.06.14г. 12:20 Ругер  
Оценка: 5

А мне очень нравиться серъезная пластика у этого трамвая, и вобще невероятная удача что так экспресивно получилось. (пердняя оптика не смотря на задолбавшие всех кругнляши, тут не смотрица дешево) Молодцы!!!

12.06.14г. 14:14 a_mel  

Четко сказал: пеРдняя оптика и ... кругнляши (анало-фекал кокойто)

12.06.14г. 16:46 ivanpashencev  

Откуда столько агрессии в транспорте для бабушек? Что с такой а супер навороченной мордой он быстрее поедет?
Трамвай это в первую очередь комфорт, удобство! Этот дизайн совершенно не передает сути продукта и его четкой цели.
Дитер Рамс Braun и продукция Apple потому и хороши,что не делали ничего лишнего! Здесь же слишком много лишнего....
Нажмите, чтобы увеличить.

12.06.14г. 21:43 Capricorn Hare (DELITED)  

Во, могучий ход! В таком сравнении сразу видно, что оригинал страдает овердизайном.

12.06.14г. 23:02 Gogan  

Неплохо, но имхо дороговатый фикс, при котором надо переделывать передние панели и светотехнику, имхо можно обойтись простой перекраской обода фар)
Нажмите, чтобы увеличить.

12.06.14г. 17:11 vladimar73  

Рис.№7 нравится. Он, как - то, как для трамвая, логичнее.

13.06.14г. 00:24 YakutZa  

мне кажется или мало что от скетчей осталось, как буд-то по памяти лепили ?!

Написать комментарий




Последние новости

Проект Samir Sadikhov — F40 Tribute 12.11.2018: Проекты: Проект Samir Sadikhov — F40 Tribute Комментариев: 10
Рейтинг: 4
Проект Artur Hindalong — LADA X-STREAM 08.11.2018: Проекты: Проект Artur Hindalong — LADA X-STREAM Комментариев: 11
Рейтинг: 5
Проект Александр Имнадзе Бальдини — Porsche Vision GT Truck 02.11.2018: Проекты: Проект Александр Имнадзе Бальдини — Porsche Vision GT Truck Комментариев: 8
Рейтинг: 3
Проект Michael Han — Air Capsule 01.11.2018: Проекты: Проект Michael Han — Air Capsule Комментариев: 1
Ревущие 2020-е: проект Luigi Memola — AEG27 Desmotronic 30.10.2018: Проекты: Ревущие 2020-е: проект Luigi Memola — AEG27 Desmotronic Комментариев: 3

Последние обновления портфолио

09.11.2018 Хорохордин Макс

Jaguar XJ Coupe restomod

Комментариев: 3
Рейтинг: 15
07.11.2018 John Ostrov

Side view

Комментариев: 2
Рейтинг: 10
07.11.2018 John Ostrov

Speedform на тему Raw Beauty

05.11.2018 Radionov Maxim

Экстерьер тягача на электротяге для ПАО "KAMAZ"

Комментариев: 10
Рейтинг: 15
05.11.2018 Хорохордин Макс

240z bodykit

Фотогалереи

Реклама на сайте


Стильный и динамичный хонда аккорд в Москве - ФК Моторс.
Качественные и надёжные автомобили шкода от официального дилера в Москве.
Skoda skoda octavia в Вентус
Официальный дилер предлагает Вам купить ленд ровер фрилендер 2 в Москве.