CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Последние комментарии пользователей

  • IgorOk_RSЛотус
    Зацепила
  • DustinM57 Russian hyper car
    Игорь без обид, машина сделана отлично. Но обзорность действительно немного ограничена, и если пилот будет лежать в этом нет ничего плохого.
  • Krasnov IgorM57 Russian hyper car
    Из всей проделанной работы, тебя интересует только обзорность? Или сказать больше нечего?
  • DustinM57 Russian hyper car
    это маленькая девушка или ребёнок. Если это взрослый, то колёса машины размером будут как у автобуса.)))
  • Krasnov IgorM57 Russian hyper car
    вид от первого лица

Реклама на сайте

1

Все статьи

AddThis Social Bookmark Button

История одного концепта: Bizzarini Manta. Часть 2

06.10.2015

Первая часть статьи.

Увеличить: 1280x853    1800x1200

Кузов Manta выполнен по традиционной для конца 60-х годов технологии на основе пространственного трубчатого каркаса с комбинированной металлической обшивкой. Панели передка, двери и крыша выполнены из алюминия, а задняя часть, представляющая собой откидной капот моторного отсека, для жесткости изготовлена из стали. Из-за этого капот получился весьма тяжёлым и практически неподъёмным в одиночку, а поскольку у расположенного рядом с двигателем топливного бака нет выведенной наружу заливной горловины, для заправки машины требовался помощник. Однако сухая масса автомобиля невелика: чуть больше тонны, это примерно на 300 кг тяжелее фибергласовой баркетты P538.

Увеличить: 1280x580    1280x580

Массивный капот откидывается назад и вверх. Помимо силового агрегата, в моторном отсеке расположен еще и топливный бак. Радиатор системы охлаждения установлен спереди, причем из-за клиновидного силуэта он не поместился в кузове целиком и в нижней, выступающей части прикрыт защитным фартуком.

Но самое интересное скрывалось под облицовкой кузова. Шасси Bizzarrini P538 существовало в двух вариантах — с каркасом из труб квадратного или круглого сечения, однако с любым из них силовая структура джуджаровского первенца имеет мало что общего. У машин идентичная колесная база (2500 мм) и практически одинаковая колея (у концепткара она уже на 11 мм спереди и на 2 мм сзади), и на этом сходство, пожалуй, заканчивается. Трехместная посадка обусловила появление полностью оригинальной секции пола, в пороги были вживлены фермы-усилители, и задняя часть также подверглась ощутимым переделкам для установки откидного капота. Нетронутыми остались разве что арки передних колес и частично — подрамник передней подвески.

Увеличить:  966x447

Увеличить:  1004x649

Увеличить: 1280x853    1800x1200

Процесс создания Manta. Сначала из профилированных деревянных брусков прямо вокруг шасси была собрана мастер-модель для изготовления кузовных панелей. Затем их установили на предварительно сваренный каркас, а далее — покраска и окончательная сборка. На снимке вверху сбоку между колесами видна ажурная решетка из труб: эти дополнительные усилители — малая часть тех изменений, которые претерпело исходное шасси P538.

В остальном, если не считать смещенного к центру руля, начинка донора была позаимствована без каких-либо доработок. На своих местах остались независимые двухрычажные подвески с жесткими шаровыми шарнирами вместо обычных сайлент-блоков и дисковые тормоза спереди и сзади.

А сразу за сиденьями был продольно установлен спаренный с пятиступенчатой «механикой» «джи-эмовский» Small Block, нижневальный двигатель V8 5.3 от спорткара Chevrolet Corvette. На различных модификациях Bizzarrini 5300 GT отдача этого мотора составляла 355—365 л.с. против 340 «лошадей» в стандарте, а у наиболее форсированного варианта для P538, который получил и джуджаровский концепт, — уже 400 сил.

Увеличить:  720x720

Доставшийся от спорт-прототипа Bizzarrini 400-сильный двигатель V8 5.3 оснащен четверкой «горизонтальных» карбюраторов Weber 45 DCOE, коробка передач — пятиступенчатая «механика» фирмы ZF. Моторы V12 серийных суперкаров Ferrari 275 GTB/4 и Lamborghini Miura развивали, соответственно, 300 и 350 л.с., а у дорожной версии Bizzarrini 5300 GT под капотом было 355 «лошадей».

С такой мощностью исходная баркетта на прямой Мульсанн в Ле-Мане разгонялась до 300 км/ч, а более тяжелая Manta за счет лучшей обтекаемости закрытого кузова должна была стать еще быстрее: ее расчетная максимальная скорость составила 330 км/ч! Увы, громкая заявка осталась декларацией: запланированные испытательные заезды не состоялись. Более того, в ItalDesign никогда не афишировали даже время разгона до 100 км/ч, что означает только одно: к моменту презентации в Турине машина вообще не умела ездить. Увы, на премьерной выставке Bizzarrini Manta — это полноразмерный и очень похожий на настоящий автомобиль... неходовой макет!

Дело в том, что постройка заняла всего-навсего 40 дней, чем сотрудники студии гордятся и сейчас. Они имеют на это право: изготовить деревянную матрицу кузова, отформовать панели, сварить каркас, покрасить и, наконец, собрать автомобиль за такой срок в то время и вправду было невероятно трудно, ведь все делалось вручную. Даже в ночь накануне выставки в мастерской на окраине Турина вовсю кипела работа, но многое все равно не успели довести до ума. В безостановочном 40-суточном аврале, который Джорджетто Джуджаро впоследствии иначе как адом не называл, на отладку силовой установки и большинства механических систем банально не хватило времени. И даже фары, которые по тогдашней моде задумывались подъемными, на самом деле таковыми не были: в спешке или по недосмотру электропривод не установили, и на туринскую публику Manta смотрела неподвижным полуопущенным взором.

К счастью, на реакцию посетителей салона это не повлияло: всех просто наповал сразила радикальная дизайнерская концепция! «Механический монстр», «невероятный автомобиль», «приводящий в замешательство» и даже «экзотическая фигура с признаками худобы, нарисованная огрызком карандаша, вдохновляющая и спорная» - вот лишь малая часть фраз, которыми автомобильная пресса наградила дебютанта.

А что до способности самостоятельно передвигаться... Сейчас уже точно не установить, но почему-то создатели не наделили ею Манту даже в ходе подготовки к показам на следующих автосалонах: в начале 1969 года машину перекрасили в красный цвет, а вот ездить не научили.

Увеличить:  780x315

Увеличить: 1280x853    1800x1200

На Туринском автосалоне 1968 года Manta предстала в окружении автомобилей Bizzarrini. На черно-белом фото с места премьеры у концепта запечатлен и его автор. А из сообщений в итальянской прессе тех лет следует, что Джуджаро и Биззаррини подумывали о совместном выпуске машины небольшой партией с менее мощным 355-сильным двигателем от серийного купе Bizzarrini 5300 GT Strada, а в ближайших планах после выставки значились заезды на шоссе для подтверждения заявленной «максималки» 330 км/ч. Ни того, ни другого не произошло — Manta так и осталась в единичном экземпляре и, по большому счету, никогда толком не испытывалась.

Любопытно, что в ItalDesign все никак не определятся с точной датой премьеры Манты. То итальянцы называли ноябрь 68-го, а теперь, как следует из описания автомобиля на сайте студии, это апрель того же года. Неизменно лишь место первого показа: Туринский автосалон. Как известно, дизайн концепта был закончен в августе, но даже если забыть об этом, всё равно непонятно, как машина могла дебютировать весной на автошоу, которое проходило осенью?

Увеличить: 1280x829    1280x829

Путаница возникает, видимо, оттого, что в 1968 году Турин принял сразу две автомобильные выставки. Но Salone Auto da Corsa di Torino, «Туринский салон гоночных автомобилей», мало того что был заточен сугубо под разнообразную гоночную технику, но еще и открылся не в апреле, а намного раньше: 2 марта. Чтобы поспеть к нему, пришлось бы построить машину вдвое быстрее заявленных 40 дней. Поэтому можно уверенно говорить, что впервые Manta была представлена на Salone dell'Automobile di Torino, проходившем с 30 октября по 10 ноября 1968 года. Это подтверждается и публикациями в прессе, где упоминания о концепте появляются осенью: например, в обзорах той выставки в итальянских еженедельниках Autosprint (№45, 1968) и l'Automobile (№48, 1968). А в марте следующего года Bizzarrini Manta появилась на обложке авторитетного американского журнала Road&Track.

Увеличить:  952x1280

Увеличить:  967x1280

Кстати, в 1968 году Туринский автосалон проводился в 50-й раз, а допустили к нему лишь «карроццерии» со штатом не менее 50 человек и собственным производством кузовов для серийных автомобилей — простым же «рисовальщикам» вроде Frua и Michelotti дали от ворот поворот. Тогда как сюда попала ItalDesign, которая тоже не отвечала критериям отбора? Все просто: Джуджаро скооперировался с Джотто Биззаррини. Вот почему Manta стояла рядом с моделями его фирмы, хотя окажись требования устроителей салона помягче, у новоиспечённой дизайн-студии наверняка бы был свой отдельный стенд.

После выставки Джуджаро, что называется, проснулся знаменитым. Его талант широкой публикой и прежде не ставился под сомнение, но теперь-то об итальянце заговорили как о зрелом профессионале, более того — революционере, который претендует на звание законодателя мод. Причем последовавшие вскоре очередные концептуальные проекты — такие, как Alfa Romeo 33/2 Iguana (1969 год) и Maserati Boomerang (1972 год) — лишь укрепили за ним репутацию разрушителя признанных устоев. Ну а к середине 70-х, после создания ряда серийных моделей, включая ставший впоследствии мегапопулярным Volkswagen Golf первого поколения, к ItalDesign пришел и коммерческий успех.

Увеличить:  1072x685

Увеличить:  800x550

Если не считать работников ItalDesing, первыми машину в красном цвете увидели японцы: в феврале 1969 года она побывала в Токио на специализированной выставке гоночной техники. И уже тогда вычурное боковое остекление ушло в прошлое: треугольные окошки-косынки отделились от дверей. А рядом с «Мантой» на стенде — японский кольцевой прототип Liza GTR, созданный малоизвестной конюшней RSM (Racing Servise Misaki) из Осаки.

А вот Джотто Биззаррини, который в 1966—67 годах смог продать в Италии всего 17 машин, сенсационная Manta не помогла. Продажи флагманской модели Bizzarrini 5300 GT шли из рук вон плохо, проект бюджетного спорткара 1900 GT Europa ничем не закончился, а громких спортивных побед все не было. Итог печален: летом 69-го фабрика в Ливорно закрылась, а станки и недостроенные автомобили были распроданы, чтобы покрыть долгов.

Банкротство Биззарини ударило и по Джуджаро: когда автомобиль прибыл на автосалон в Лос-Анджелесе, его там ждали судебные приставы с предписанием на конфискацию! Это местный импортер Bizzarrini выдвинул к головной фирме финансовые претензии. К выставке машину все же допустили, но сразу после ее завершения она оказалась в руках американских властей.

Увеличить:  592x330

Manta на автошоу в Лос-Анджелесе в 1969 году (с 3 по 13 июня). Удивительно, что вживую машина, представленная под маркой Bizzarrini (хоть и с указанием имени создавшего ее дизайнера), не понравилась американцам. В обзоре автосалона в журнале Road&Track (№9, 1969) ее и вовсе раскритиковали: странная компоновка, руль по центру — дополнительная угроза травм при аварии... Рядом с концептом — американский киноактер Дэн Блокер известный благодаря роли в телесериале-вестерне «Бонанца», выпускавшемся американской телерадиокомпанией NBC в 1959—73 годах.

Ну а дальше — долгое разбирательство, возвращение в Италию и продажа через несколько лет на таможенном аукционе, чтобы возместить затраты на обратную транспортировку. К сожалению, небогатая студия ItalDesign не смогла заплатить назначенную цену, и машина попала к частному итальянскому коллекционеру... Но, как оказалось, в этом был и положительный момент. Ведь именно тогда макет стал автомобилем: был отрегулирован мотор, в системе охлаждения появились термостат и электрические вентиляторы, а попутно — вырезы в кузове для отвода горячего воздуха. Наконец-то Manta поехала сама!

Вот как описал свои ощущения итальянский журналист, которому удалось опробовать ее на ходу. «Посадка требует сноровки, а кресла, включая водительское, жестко закреплены на полу. И хотя за рулем ты не сидишь, а, скорее, лежишь, к обзорности вперед нет особых нареканий — во многом благодаря дополнительной секции лобового стекла. Гул от двигателя в салоне присутствует всегда, ведь на перегородке моторного отсека — ни малейших признаков шумоизоляции. Динамика впечатляет, и даже на скорости 150 км/ч машина радует отменной курсовой устойчивостью в сочетании с точным рулевым управлением. В виражах Manta показывает нейтральный характер, хотя с ростом скорости проявляется избыточная поворачиваемость.»

В следующие три десятка лет у машины сменилось еще два хозяина, она была перекрашена, а, пожалуй, самый необычный период биографии пришелся на 80-е годы, когда она очутилась в Стокгольме и изредка мелькала на улицах города.

Увеличить:  720x260

В полноценный — то есть самодвижущийся — автомобиль Manta превратилась под конец 70-х благодаря первому частному владельцу, купившему ее на таможенном аукционе. Заодно он перекрасил кузов в зеленый цвет, а еще позже машина стала серебристой — это была уже третья смена «образа».

Джорджетто Джуджаро:

Почему бирюзовый? В 60-х годах это был очень необычный цвет для автомобиля. И, конечно, так Manta ближе к своему прототипу из животного мира. Но итогом я все равно остался недоволен: красная ливрея с продольными черной и белой полосами вдоль всего кузова показалась мне более привлекательной.

Увеличить:  800x500

Суровый климат Швеции не помешал жителю Стокгольма, купившему Манту в начале 80-х годов, периодически выводить ее на дороги. Хорошо видны отличия от начальной конфигурации — зеленый цвет кузова и кустарные воздуховоды спереди. А еще появилась внешняя заливная горловина бака.

Увеличить: 1280x841    1800x1184

С 1969 года и до начала 90-х практически все концепты ItalDesign красили в серебристый «металлик», а Manta такую ливрею примерила в 1988 году — специально к 20-летию студии. Тогда же была доработана система охлаждения, что позволило избавиться от уродливых вырезов на передке.

В начале 2000-х очередной владелец решился на затратную масштабную реставрацию, которая не только вернула машине первозданные вид и цвет, но и позволила выводить ее «в свет». И весьма успешно: первое место в своем классе на Pebble Beach Concours d'Elegance в 2005 году и участие в не менее престижном конкурсе Villa d’Este тремя годами позже. А еще в 2008-м Bizzarrini Manta вошла в число экспонатов туринской выставки Dream, посвященной итальянскому автомобильному дизайну, и вместе с еще несколькими работами ItalDesign демонстрировалась на Женевском автосалоне — так студия отметила свой 40-летний юбилей. Словом, началась обычная для уникального концепта жизнь.

Увеличить: 1280x853    1800x1200

Без малого 40 лет прошло, прежде чем Bizzarrini Manta обрела первозданный облик. Ну, почти первозданный — при реставрации позабыли вернуть на место передние габаритные фонари. А еще можно было бы установить механизм подъема фар — они по-прежнему неподвижны, но теперь смотрят параллельно земле.

Увеличить:  900x600

Так вышло, что Джорджетто Джуджаро и созданная им дизайн-студия отмечают юбилеи в один год. В 2008-м Маэстро исполнилось 70, а его детищу — 40. По такому случаю Manta выставлялась на Женевском автосалоне и побывала в штаб-квартире Italdesign Giugiaro — так в то время уже называлась ItalDesign.

Удивительно лишь то, что машина до сих пор не в собственности ItalDesign, хотя за прошедшие годы было несколько возможностей сделать это. И если в случае с несостоявшимся выкупом у таможни все понятно, то почему в 2012 году остался без внимания аукцион компании Gooding, где Manta выставлялась уже отреставрированной? Не иначе как вновь из-за цены, похоже, оказавшейся слишком высокой даже для концерна Volkswagen, которому к тому времени принадлежала дизайн-студия. Но расчет продавца выручить 1—1,5 млн долларов не сработал: ставки не поднялись выше 850 тысяч, после чего торги пришлось прекратить.

Увеличить:  720x671

В 2018 году грядет 50-летие ItalDesign, а это — отличный повод, чтобы знаковый концепт-кар наконец-то вернулся домой. Впрочем, надеяться на такое развитие событий уже, похоже, не стоит: в июне 2015-го компанию покинули и сам Джорджетто Джуджаро и его сын Фабрицио, занимавший должность вице-президента. Теперь в студии всем заправляют представители Volkswagen, едва ли у них дойдут руку до пополнения музея. А это значит, что начатое в 1968 году путешествие Манты по миру продолжается.

Увеличить: 1280x730    1280x730

Критерии красоты автомобилей и female creatures, «женских созданий», во многом схожи. Если в оценке внешности Манты применить этот принцип, тогда она — стройная, утонченная и воздушная. Точь-в-точь как бразильская модель Алисия Кужман, которая в 2012 году вместе с концептом снималась в рекламе снаряжения для серфинга.

И в чьих бы руках впредь ни оказалась джуджаровская трехместка, на каких бы выставках и смотрах ни появилась, она, как и в день своего дебюта, будет вызывать все те же эмоции: удивление и восхищение. А для дизайнеров этот бирюзовый «скат на колесах», этот «абсолютный клин» навсегда останется образчиком смелости мысли и показательным примером того, как революционная концепция может в одночасье изменить представление об автомобильной стилистике и стать прекрасной стартовой площадкой для создания успешной компании. Увидим ли мы что-либо подобное в будущем?

Автор статьи: Вадим Добровольский, supercarsplanet.net

БЛАГОДАРНОСТИ:

За подготовку материала выражается благодарность: компании Italdesign Giugiaro и лично Джорджетто Джуджаро, а также Джеку Кобсу де Хартогу, одному из ведущих мировых экспертов марки Bizzarrini и автору книг по ее истории, и автомобильному энтузиасту Максиму Першину. Отдельная благодарность — Френку Стефенсону, директору по дизайну компании McLaren Automotive.

Тeги статьи: Bizzarrini, 1968 Bizzarrini Manta, Design story, P 538 Manta (1968), Giugiaro

Также по теме:

Статьи:


Фотогалереи:

Giugiaro / Brivido (2012)
   
06.10.15г. 17:21 nimco1  

Божественная статья!

06.10.15г. 18:22 legick  
Оценка: 5

Обалденная машина !!! В стиле Сида Мида ...

07.10.15г. 14:20 ev3ryth1ng  

Одна из главных трагедий автопрома что этот стиль так и не стал массовым :(

07.10.15г. 20:36 Wgwr  

Ну как сказать - не стал? Например легендарный Countach, по большому счету, выполнен в том-же ключе, а все последующие топовые модели Ламбо, включая самые последние, лишь развивали этот стиль. Да и многие другие производители работали в этом направлении - Lotus Esprit, De Tomaso Mangusta, например.
Для машин массового сегмента этот стиль оказался слишком не практичен.

07.10.15г. 01:41 An10  

Классная статья, с удовольствием прочитал. Я не совсем понял что сделали с боковыми окнами при реставрации?! Выглядит круто, но как теперь открывается дверь? Или она уже не открывается?)

07.10.15г. 14:38 carvad  

При реставрации боковому остеклению вернули оригинальный вид - т.е. окно двери и окошко "косынки" объединены в одно целое. При открывании двери окно своим передним краем оказывается в салоне :)

Написать комментарий




Последние новости


Последние обновления портфолио

25.04.2019 Bikov Sergey

Samsung Galaxy Car

23.04.2019 njoydesign

Лотус

Комментариев: 5
Рейтинг: 25
23.04.2019 Krasnov Igor

M57 Russian hyper car

Комментариев: 16
Рейтинг: 25
19.04.2019 VASEFIL

паркет

19.04.2019 IDEST design

Самурай

Фотогалереи

Реклама на сайте


Стильный и динамичный хонда аккорд в Москве - ФК Моторс.
Качественные и надёжные автомобили шкода от официального дилера в Москве.
Skoda skoda octavia в Вентус
Официальный дилер предлагает Вам купить ленд ровер фрилендер 2 в Москве.